Колумнисты

Драма с прачечной

Как разрешить гражданский конфликт с «Ночлежкой»

Этот материал вышел в № 99 от 10 сентября 2018
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юлия Галяминаполитик, соорганизатор Школы местного самоуправления

6
 

Оппозиция и гражданское общество привыкли обсуждать реальность в черно-белых категориях. Есть мы — есть они. Мы на стороне добра — они на стороне зла. И когда происходят события, которые сталкивают систему ценностей внутри самого гражданского общества, накал страстей отсылает к произведениям Шекспира.

Драма вокруг «Культурной прачечной», предназначенной для бездомных и малоимущих людей, которые хотят постирать свою одежду, развернулась, на первый взгляд, неожиданно. По крайней мере, организаторы проекта из благотворительных организаций «Ночлежка» и «Вторая жизнь» ни к чему такому не готовились.

Они долго искали помещение под свой проект: ведь оно должно было отвечать сложной системе критериев: быть в пешей доступности от вокзала, иметь соответствующую площадь, располагаться на первом этаже. А главное — хозяин должен быть согласен с размещением такого социального объекта.

Городские власти в предоставлении помещения отказали, сославшись на то, что у города есть уже места для помощи бездомным. Хотя все специалисты в один голос говорят, что эти места недостаточны по пропускной способности и располагаются в недоступных местах для людей без проездного в кармане.

Местные жители, которые в Савеловском районе очень активны, узнали о проекте из СМИ. Организаторы прачечной не посчитали нужным сначала поговорить с местным сообществом, а уже потом заключать договор.

Не посчитали, скорее всего, не по злому умыслу, а только потому, что не имели представления о том, что это нужно сделать, не имели опыта и не видели вокруг сложившейся культуры таких переговоров.

Ведь обычно никто ни о чем не спрашивает. А только ставит перед фактом и заставляет сопротивляться: точечной застройке, спилу деревьев, отъему собственности, платным парковкам. Вольно или невольно руководство благотворительных организаций поступило так же, как городские власти. И получило такой же отпор и недоверие.

В ответ от другой части гражданского общества местные жители получили обвинения в негуманности и немилосердности, а порой и в фашизме. Конфликт от этих обвинений только усилился. В сторону «благотворителей» посыпались обвинения в меркантильной заинтересованности.

Что же делать в такой ситуации? Во-первых, важно понимать, что в данном случае последнее слово должно оставаться за местным сообществом, ведь ему жить с проектом, а проекту — с ним. И в случае открытого конфликта ничего хорошего из проекта не выйдет. Во-вторых, отступить на шаг назад и попробовать все сначала. Хорошо бы, чтобы мэрия Москвы вспомнила о своих прямых обязанностях, в которые, в частности, входит поддержка некоммерческого сектора, и предоставила «Ночлежке» на выбор несколько помещений.

После этого начать заново — с переговоров с местными жителями. С поиска союзников среди лидеров общественного мнения. С более подробного и длительного информирования и разъяснения. С демонстрации примеров. С вовлечения в управление проектом местных жителей и местного самоуправления (например, создания попечительского совета).

Мы можем долго говорить о неэтичности сегрегации. Однако многие члены нашего с вами общества к этому не готовы. Одни видят угрозу болезней и насилия для себя и своих детей. Другие проявляют брезгливость и отвращение. Третьи ссылаются на санитарные нормы. Причины могут быть связаны с недостаточной информированностью и понимаем сути проекта (он не для полностью опустившихся людей, а, наоборот, для тех, кто не хочет полностью опуститься), с отсутствием подобной жизненной практики.

По-настоящему критиковать можно и нужно только продуманные высказывания, которые отсылают нас к антигуманистическим и антидемократическим идеям, направленным на обесчеловечивание бездомных, деление людей на сорта или касты. Таких высказываний не так много. Большинство же высказывающихся в целом не против проекта, им просто хочется, чтобы он развивался за чей-то другой, не их счет (что тоже не отвечает идее социальной ответственности, но что не свидетельствует о «фашизме» и «людоедстве»).

Невозможно насилием и оскорблениями продвигать идеи гуманизма и заставить людей быть более социально ответственными. Добро можно выбрать только добровольно, а гуманизм — сознательно. Для этого надо, чтобы носителя этих идей услышали. Продвигать свои ценности примером, вовлечением и диалогом. Это долгий путь, но в итоге самый эффективный.

Другой аспект проблемы — отсутствие институтов, обеспечивающих общественный диалог, в том числе на местном уровне. Практика централизованного принятия решений, отсутствие полномочий и собственности у местного самоуправления, запутанное регулированное земельных отношений в Москве — все это тоже не способствует диалогу и разрешению социальных конфликтов.

В этом смысле история с «Ночлежкой» нам очень многое дала: и уверена, что подтолкнет все здравые силы к поиску компромисса и изменению социальных практик.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera