Колумнисты

Похоронное бюро Крокодила Гены

На Первом канале разобрали наследственное дело и моральный облик Эдуарда Успенского

Этот материал вышел в № 107 от 28 сентября 2018
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ирина ПетровскаяОбозреватель «Новой»

13
 
Петр Саруханов / «Новая газета»

«Не скажу о живых — а покойников мы бережем», — написал много лет назад Владимир Высоцкий, не предполагая, что пройдут годы, и покойники (особенно знаменитые) станут самой лакомой добычей телевизионщиков, да и сам он после смерти не избежит этой печальной участи. Его женщины, его пагубные пристрастия и подробности смертного часа будут интересовать ТВ куда больше, чем творческое наследие.

Два месяца назад не стало знаменитого на весь мир детского писателя Эдуарда Успенского. Во всех ток-шоу в тот горький день вспоминали «папу Крокодила Гены, Чебурашки и Кота Матроскина» (именно так называли Успенского ведущие поминальных программ — пошлость тоже давно стала нормой их жизни).

Словно соревнуясь между собой в обладании «эксклюзивом», и Андрей Малахов в «Прямом эфире» на канале «Россия», и Дмитрий Борисов в шоу «Пусть говорят» на Первом канале наперебой показывали кадры, снятые в последние дни жизни писателя. Эти кадры многократно повторялись в течение обоих эфиров, демонстрируя человека, изнуренного тяжелой болезнью, исхудавшего, с обритой после химиотерапии головой, которого домочадцы с трудом затаскивали в дом по ступенькам крыльца. С фотографий, сделанных в клинике, на нас смотрел Успенский с трубками в носу, под капельницей, в больничной рубахе. Трудно предположить, что он хотел такой посмертной славы, трудно представить, что найдется хоть один нормальный человек, который бы дал согласие, чтобы после его смерти подобные видео- и фотосвидетельства его немощи выставили на всеобщее обозрение. Впрочем, деликатность и такт давно уже покинули создателей «горячих» шоу — главное, что они добыли эти свидетельства. Не пропадать же добру.

И уж конечно, самую малую часть шоу посвятили его произведениям и его героям. Ведущие то и дело обращались к личной жизни умершего — к его непростым отношениям с женами и детьми. На Первом канале тему программы, посвященной памяти Успенского, озаглавили так: «Прощальная исповедь бывшей жены».

Бывшая жена и соведущая Эдуарда Успенского по некогда популярной программе «В нашу гавань заходили корабли» Элеонора Филина действительно пришла в студию. Но не для того, чтобы исповедаться, а чтобы рассказать об их счастливом творческом союзе, который оказался куда плодотворнее союза семейного (так бывает). Однако ведущий и его гости жаждали совсем других подробностей и требовали покаяния. Особенно усердствовал в этом желании скандальный герой многих шоу Прохор Шаляпин, объявивший себя поверенным в душевных муках старшего товарища. Играя желваками, он требовал: «Мы все ждем, чтобы вы перед Богом попросили прощения у Эдуарда Николаевича. Он чуть не плакал, рассказывая, как вы его предали. Не дай бог встретить такую женщину на своем пути».

«Сейчас пойдут разборки. Я хочу попросить, чтобы не трогали его имя», — со слезами на глазах обратилась к присутствующим Лариса Рубальская.

Словно в воду глядела. Прошло два месяца — и пошли-таки разборки. В ток-шоу «Пусть говорят» объявилась родная дочь писателя. «Папа Чебурашки, Крокодила Гены и Кота Матроскина» оказался, по ее словам, никчемным отцом и, чтобы отомстить ей и первой жене, лишил их наследства. «Почему он не оставил ничего из многомиллионного наследства дочери Татьяне?» — недоуменно вопрошал ведущий. И тут же сладострастно перечислял, что нажил за свою долгую творческую жизнь Эдуард Успенский: «Дома в Переделкине, на Рублевском шоссе, в Анапе, Риге, несколько квартир в Москве… Его по праву называли самым дорогим детским писателем. Только образ Чебурашки приносил миллион долларов в год!»

Потом, правда, он же уточнял: завещание пока не оглашено, но дочь Татьяна выражает абсолютную уверенность, что ее в завещании нет. Не первой молодости женщина, согласившаяся на откровенное интервью, добавляла все новых и новых черных красок в светлый доселе образ отца: называл свою первую жену и ее мать старухой Шапокляк и Бабой-ягой, отказывал им в помощи, отправил дочь в секту, связался с «монстром» — второй женой.

Кто-то из гостей студии на основании этих откровений сделал многозначительный вывод: нелюбовь к своим детям — особенность детских писателей, возьмите хоть Сергея Михалкова, радовавшего миллионы чужих детей, но равнодушного к собственным отпрыскам (и это притом что Успенский удочерил двух девочек и до конца жизни воспитывал и любил как родных).

Потом принялись подсчитывать, на какую долю наследства имеет право дочь Татьяна. «Что вы, я ни на что не претендую, — лицемерно ужасалась эта дочь. — Но если он что-то мне отписал — не откажусь».

Светлый образ «папы Чебурашки» и нашего «всехнего папы» наверняка несколько померк в глазах доверчивых зрителей, узнавших, что их кумир, во-первых, был богат как Крез (чужое богатство — дополнительный черный штрих к портрету), а во-вторых — не захотел делиться со своей «кровиночкой».

Незадолго до программы, посвященной завещанию Успенского, за наследством певицы Людмилы Рюминой, ушедшей в мир иной год назад, явились в ту же студию «Пусть говорят» родственники «седьмая вода на киселе». Все свое многомиллионное имущество певица посмела отписать водителю, с которым тайно от всех обвенчалась незадолго до смерти. «Не могла она так с нами поступить, — уверяла родня. — Это она под воздействием сильнодействующих препаратов на такое пошла, а уж мы к ней всегда с дорогой душой, ближе нас у нее никого не было, а какой-то водитель теперь благоденствует и не желает с нами общаться».

И вот представьте: человека нет уже год! Последняя воля выражена в завещании. Но им все неймется. А куда бежать за справедливостью? На ТВ, конечно, где такие истории умеют так подавать и расцвечивать, что сами покойные умерли бы второй раз. Со стыда. От того, что их личная жизнь, которую многие тщательно оберегали от посторонних глаз, вынесена на всеобщее обозрение и подвергнута поношению. От того, что защититься от подлости, пошлости и грязи они уже не могут, а отдельные здравомыслящие голоса в их защиту тонут во всеобщем хоре негодования.

О, сколько нам открытий жутких еще готовит ТВ, все больше напоминающее коммунальную кухню, партком, товарищеский суд и лабораторию ДНК в одном флаконе. Заслуги перед Отечеством знаменитых покойников — главных фигурантов подобных историй — не только не являются охранной грамотой, но, напротив, вдохновляют стервятников на новые изыскания и подвиги. Кому интересно наследственное дело простого дяди Васи с улицы Кондратюка, завещавшего не жене, а любовнице старый холодильник? А вот Эдуард Успенский — золотая жила. Народ приготовился к сериалу о дележе его многомиллионного состояния. Тема — огонь! То ли еще будет.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera