КомментарийКультура

Искренне наш

Ушел Роман Карцев

Этот материал вышел в номере № 109 от 3 октября 2018
Читать
Фото: Юрий Рост / «Новая газета»
Фото: Юрий Рост / «Новая газета»

Он комик. Так его и знают. Даже те, кто никогда не видел на эстраде, сразу вспомнят его голос в миниатюре Жванецкого. «У вас на участке кран упал», — говорят ему. А он спрашивает: «До того?». Эти два слова в подражание ему можно услышать на юге и за Полярным кругом: «До-то-го?»

Раки по пять и по три: о чем знаменитый монолог Карцева?

Объясняют современные юморист, стендапер и филолог

Но однажды, теперь уже много лет назад, когда в Театре на Таганке окончился спектакль и зрители ушли, зал снова заполнился публикой: актеры, критики, режиссеры, любители и знатоки театра пришли посмотреть новый моноспектакль Романа Карцева «Искренне ваш…».

Он играл Чехова, Шолом Алейхема, Зощенко, Бабеля. Он ходил по сцене, бродил, прыгал, танцевал, скакал и летал. Он надевал цилиндр и манишку, гримировался на наших глазах, играл в мяч. Он перетекал из одного персонажа в другой и заполнял весельем и печалью весь зал и всех, кто в нем сидел. Мы смеялись и плакали одновременно.

И был момент, когда Роман Карцев вышел на авансцену, открыл коробочку с вазелином, намазал лицо и стал медленно и тщательно снимать салфеткой грим.

Сперва сошли румяна, потом белила. Печальные глаза клоуна смотрели на нас. Он снимал грим и читал «Голубую книгу» Зощенко.

«Булгарин о Пушкине: Ни одной мысли, ни одного чувстовования, ни одной картины, достойной воззрения. Совершилось падение.

Гаршин, уже будучи известным писателем, принужден был взять место приказчика в Гостином дворе в писчебумажном магазине.

«Северная пчела» о Гоголе: От Гоголя много ждали, но он разрешился ничтожными «Мертвыми душами».

Величайший украинский поэт Шевченко был арестован и отдан в солдаты. Был выслан в Орск.

Достоевский был приговорен к смертной казни. Пять минут стоял с завязанными глазами, ожидая повешения. Эта казнь была заменена каторгой.

О смерти поэта Лермонтова, сосланного на Кавказ, Николай сказал: «Собаке — собачья смерть».

Не беспокоит? Тогда пойдемте дальше…»

И мы, не сходя с театральных мест, шли за Зощенко, которого увидели заново глазами маленького клоуна — большого трагического актера.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow