Интервью

#директорВпоход

Директор московской школы № 1476 Елена Пименова о новом проекте Матвея Шпаро: поход как зеркало для героя

Матвей Шпаро в экспедиции. Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 114 от 15 октября 2018
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В конце лета, когда все возвращаются из отпусков, любитель парадоксов и нестандартных ситуаций, известный путешественник Матвей Шпаро объявил о старте нового проекта #директорВпоход. Он предложил директорам московских школ отправиться в поход вместе с группой старшеклассников из собственных школ. Причем сказал, что все будет проводиться в формате управленческого тренинга. Что тут началось! Фейсбук путешественника взорвался комментариями в стиле «я с вами!» и «меня возьмите!». Более 30 директоров записались на конкурсный отбор в первые же сутки. Оказалось, что современный директор московской школы — это не «сухарь», не чиновник, это энергичный, легкий на подъем человек, жадный до всего, что может принести пользу и ему, и его ученикам.

Чтобы понять причины ажиотажа, мы решили побеседовать с директором московской школы № 1476 Еленой Владимировной Пименовой — с одной стороны, потому что она одна из первых откликнулась на призыв Матвея Шпаро, а с другой стороны, потому что она знает о том, что такое туризм, не понаслышке.

— В детстве я ходила в походы, участвовала в соревнованиях, в первенстве Москвы по пешеходному туризму. Еще тогда мне нравилось, что мы были включены в процесс задолго до самого похода: готовились к первенству, исследовали край, куда пойдем, сами планировали свой бюджет. Я даже помню, что это было на мне — общие деньги, и мы распределяли, на что и сколько потратить. В семье такого опыта я получить не могла: со мной и братом могли посоветоваться по поводу расходов, но все-таки планирование — это уже следующий этап. Надо было составить меню, закупить продукты, распределить все по рюкзакам, благодаря этой деятельности ребята приобретали очень важные жизненные навыки… И в целом это было классно, романтично, интересно!

У меня был такой эпизод в жизни: мы целый год планировали летний поход в июне, и вдруг неожиданно родителям дали «горящую» путевку на море…

Я до сих пор помню — это рана, незаживающая вот уже столько лет. Мне не нужно было море, солнце, экскурсии, я хотела туда — в дождливое Подмосковье.

Это вылилось в серьезный подростковый протест: я не ходила на море, не загорала, я училась играть на гитаре и читала — это был мой вклад в тот поход… Вот так серьезно. Конечно, родители все поняли, мы все проговорили — культура партнерских отношений была очень развита в нашей семье, но я сделала выводы на будущее — относительно взаимоотношений со своими детьми.

— С тех пор многое изменилось, сейчас у старшего поколения к молодежи очень много претензий…

— Претензии к молодежи — они извечны. Взять хотя бы древних греков или римлян, почитать письменные источники тех времен. Мы не задумываемся, что дети другие, потому что мир изменился. Мы изменили их жизнь, теперь они — другие и с ними надо по-другому. И если школа, например, мало трансформировалась, несмотря на серьезные внешние изменения, наш каждодневный процесс очень похож на то, что было 20 и даже 100 лет назад, — то новые подходы, воспитание через совместную деятельность, через преодоление трудностей — мне кажется, это очень ценно.

Кстати, поход для директора — отличная возможность лучше понять новое поколение. Возможность побыть хотя бы неделю в общении с молодыми ребятами — это классно.

Я совершенно уверена, что будет неожиданный эффект — мы окажемся рядом с другим поколением, мы сможем не просто прочитать чью-то аналитику, а реально понять ценности именно этого поколения, их приоритеты. Потому что мы, может быть, изо всех сил стараемся для них все сделать, но исходим из своих представлений о ценностях и приоритетах. А у них, может быть, другой запрос, а нам некогда остановиться, спросить… И, главное, что когда их спрашиваешь, они очень ловко дают правильные ответы. Особенно в подростковом возрасте. А здесь в непосредственном общении есть шанс узнать все как есть. То, что Матвей Шпаро задумал и организовал такое взаимодействие поколений — это очень здорово.

— Разве директор не может пообщаться с детьми на уроках — понять их, почувствовать?

— Должность ответственная, объем деятельности большой, масштаб задач тоже очень большой, даже чисто территориально. И сложно вести уроки. Мы перешли на формат кружковой работы, а этого не хватает.

— То есть директор-предметник сейчас редкость?

— Да. Есть те, кто продолжает вести предметы, но это, скорее всего, те, у кого предметы с минимальным количеством часов в неделю — экономика, обществознание, биология (смотря на каком уровне). Но у тех, кто ведет математику или русский язык и литературу (как я), не получается. Ты взял один класс, а это сразу много часов в неделю. Мы не беремся, просто чтобы никого не подводить. Поэтому я, как только услышала о программе #директорВпоход, сразу поняла, что очень хочу в ней участвовать и буду заявляться на нее. Даже если не получится поехать, я готова принять участие на любом этапе программы — в разработке программы, в информационном сопровождении, в рефлексии, в подготовке следующего похода — в любом случае, быть рядом. Есть потребность такая. Это имеет отношение и к призванию, и к полноценной реализации.

— Значит, вы понимаете, почему так бурно среагировали многие директора на объявление о программе?

— Конечно. Это ведь абсолютно добровольно, это возможность прикоснуться к природе, обратиться к своему детству, почувствовать команду, искреннюю команду — это же подростки, их точно не обманешь, с ними по-другому нельзя. Если ты будешь притворяться, тебя тут же эта команда оттолкнет, в походе ты как на ладони. Так что, конечно, смелые люди откликнулись.

— Вам не страшно идти на сближение?

— Мне очень этого хочется. Я думала об этом. Я бы не использовала такого слова — «страшно». Волнение есть, не скрою. Это очень ответственно. Дети — как лакмусовая бумажка, как зеркало. Есть такая технология, упражнение, называется «Зеркало для героя». Оно направлено на получение обратной связи.

Директор, который решается на такое путешествие, он — герой. Ведь, мне кажется, мы даже не все риски себе представляем на самом деле.

Я думаю, для многих будет неожиданный эффект от этой программы. Мы научились ставить цели, научились проектировать свой путь, свое движение к цели, но важно получить обратную связь — как людям с нами в этом?

— А ведь кажется, что директора сейчас и так стали более открытыми: страницы в соцсетях, электронная почта на сайте каждой школы…

— Безусловно. Но возможность личного общения — она обогащает. Это то, чего не хватает сейчас точно — и взрослым, и детям. Быть принятым, быть нужным кому-то, почувствовать плечо — в походе это возможно, как нигде. Услышать слова, обращенные к тебе, смотреть собеседнику в глаза — это так важно! Возможностей для общения сейчас много, но оно уходит в виртуальность. Те же самые лайки — общение вроде есть, но очень формальное. А у подростков вообще потребность в общении, в эмпатии очень высока.

Я сама рекомендую приключенческие лагеря и программы родителям, которым трудно найти общий язык с ребенком-подростком. Это сложно не потому, что родители не могут или не хотят, — такой возраст. Те методы, технологии, которые используют организаторы походов, на мой взгляд, наиболее соответствуют потребностям этого возраста. Подростки хотят общаться, хотят пробовать, хотят признания, хотят почувствовать свои силы… И они, с одной стороны, всего этого хотят, а с другой стороны, боятся, и когда для них создаются такие безопасные условия для самореализации — это очень ценно.

Екатерина Колесникова — специально для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera