Сюжеты

«Матильда-2»

Снова разгорается скандал вокруг фильма, который еще не вышел и которого никто не видел, но все уже против

Кадр из фильма «Праздник». Kinopoisk.ru

Этот материал вышел в № 115 от 17 октября 2018
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

14
 

Очередной киноскандал набирает обороты. В его эпицентре «Праздник» Алексея Красовского. Фильма еще никто не видел, работа над ним продолжается, но он уже подвергся огнеметной атаке со всех сторон. Согласно описанию, картина рассказывает о номенклатуре, живущей «на особом положении». В семье Воскресенских в новогоднюю ночь собираются шесть человек и курица, которую некому приготовить. Здесь свои и «чужие», те, что с голодной улицы, они могут увидеть, как жирует власть. В фильме снимаются Ян Цапник, Павел Табаков, Алена Бабенко, Тимофей Трибунцев. Государственных денег в производстве фильма нет, средства собирали на сайте Planeta.ru. После чего режиссеру по телефону и в мессенджерах начали поступать угрозы.

Российские СМИ пестрят заголовками об издевательстве, кощунственном смехе над памятью, недопустимости снимать комедии о блокаде Ленинграда.

«Комсомольская правда» догадалась, что это кино снимают по сценарию Абвера. Российское военно-историческое общество решило, что подобный фильм нельзя выпускать в прокат.

Среди застрельщиков скандала, как водится, депутаты и чиновники, наперебой заявляющие о себе и своем возмущении. Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак обратился к министру культуры с просьбой не выдавать картине, «глумящейся над историей нашего народа», прокатное удостоверение. Его горячо поддержал член фракции «ЕдРа» Сергей Боярский. Сын известного актера горячо заботится о нравственном здоровье соотечественников (ему принадлежит идея распространить действие норм об иностранных агентах на физических лиц). Он убежден, что «сама идея снять комедию на эту тему — ​уже кощунство и позор», предлагает «по косточкам разобрать» фильм, чтобы «в случае необходимости были в рамках закона вынесены решения».

Экс-депутат и актриса Мария Кожевникова называет режиссера «нелюдем», а комиссия Общественной палаты по развитию общественной дипломатии попросит Минкульт дать картине оценку до того, как ее выпустят в широкий прокат. В привычное бешенство впал и Никита Джигурда, по его мнению, режиссер сознательно раздувает скандал. Алену Бабенко проклинают за участие в подобном сраме в соцсетях.

Мало кому из участников атаки интересно знать, что сценарий фильма написан не совсем про блокаду, а про семью работника секретного ведомства Георгия Воскресенского, имеющего спецпаек и прочие льготы. Про пир во время чумы — ​с курицей, шампанским, яблоками и картофелем. Страшная война, блокада, голод остаются за дверями привилегированного дома. И его обитатели находят разнообразные оправдания собственной безнравственности, врут напропалую себе и другим, усыпляя вяло просыпающуюся совесть.

Алексей Красовский, автор психологической драмы «Коллектор» с Константином Хабенским, снятого за три копейки и собравшего в прокате приличную сумму, считает, что идея вброса очередного хайпа необходима власти, чтобы переключить общественное внимание с пенсионной реформы и прочих проблем. Он и не думал насмехаться над памятью.

Но сама позорная история о привилегиях и льготах, по его мнению, раздражает людей, которые пользуются этими благами до сих пор.

Параллели с современными депутатами и чиновниками для него очевидны: «Это, по всей видимости, и объясняет, почему нас сейчас так активно хотят запретить».

Кадр из фильма «Праздник». Kinopoisk.ru

Вместе с вопросом, можно ли вообще снимать комедию на фоне блокады, возникла и другая давняя проблема: вновь сонм публицистов пытается доказать, что никаких привилегий и льгот в Ленинграде не было. Что один из организаторов массовых репрессий Андрей Жданов вовсе не пировал в блокаду. Что дневники инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского, в которых он подробно описывает завтраки и обеды номенклатуры, — ​чистая ложь. Во вранье министр культуры Владимир Мединский обвинил даже автора «Блокадной книги» Даниила Гранина. Хотя в своих публикациях писатель опирается на архивные данные, а также на исследования историков, в том числе Юрия Лебедева.

Гранин писал о том (и это подтверждено документами), что питание Смольного было совершенно иным, чем питание (если это можно было назвать питанием) остальных жителей города.

И поэтому разговор, который затеял в своем кино Алексей Красовский, о разобщенности между бедными и богатыми, о том, как она формируется и прикрепленные к власти становятся богатыми, — ​сегодня так же актуален и так же воспрещен.

У скандала вокруг «Праздника» — ​долгое продолжение, по всей видимости, ему дан зеленый свет: уже подключились федеральные телеканалы. Вспоминается кампания против «Дождя», развязанная после опроса о блокаде. А также буйные массовые помешательства вокруг «Матильды» со взрывами и поджогами и скандал вокруг фильма «Смерть Сталина». Наиболее взвешенное мнение высказал Олег Басилашвили: «Я фильм не видел, сценарий не читал и не могу судить о том, хорошо это или плохо. В самом сочетании слов «комедия» и «блокада» есть что-то излишнее. Мне кажется, можно было иначе это назвать. Но в принципе, если разговор идет о серьезных вещах, к примеру, таких, которые делал Чарли Чаплин, это допустимо. Если эта черная комедия будет оскорблять чувства и нравственность зрителей, то любой из них сможет подать в суд за оскорбление памяти павших во времена Великой Отечественной войны. В Конституции написано, что художник имеет право на свободу самовыражения. Какими-либо санкциями может заняться суд, разобравшись во всей этой истории».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera