Сюжеты

Канатоходец идет в политику

«Три Толстяка» Андрея Могучего в БДТ

Фото: Стас Левшин

Этот материал вышел в № 117 от 22 октября 2018
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

Атас, феерия, сбыча мечт всех начитанных второклассников СССР! Продавец Воздушных Шаров весь вечер парит под колосниками на зеленой-желтой-лиловой-малиновой грозди своего товара. А зрителю вновь хочется самому так лететь и упасть в торт.

Доктор Гаспар Арнери бородат и эксцентричен, как гении Академгородка 1960-х. Он и живет за Железным Занавесом, испещренным формулами, значками таблицы Менделеева, символами планет. Здесь все живут за Железным Занавесом размером в зеркало сцены БДТ. Он темен, страшен, но красив по-своему. Как и трапеции цирка в форме красных звезд.

Могучий ставит сказку Олеши 1924 г., с ее взрослыми смыслами. «Хрустально-прозрачную прозу, насквозь пронизанную огнем революции», — ​по определению Осипа Мандельштама.

«Три Толстяка» Андрея Могучего и сценографа Александра Шишкина в БДТ — ​цикл спектаклей. Вышли «Эпизод 1. Восстание» и «Эпизод 2. Железное сердце», две двухчасовые феерии. Готовится к премьере финальная часть. Поедет постановка когда-либо на гастроли? Скажем, в Москву?

Пока нет ответа: декорация прихотлива, огромна и явно очень сложна для перевозки.

А в роли Площади Звезды сам Суворинский театр на Фонтанке: Тибул (в этой сцене — ​каскадер Максим Кагин) идет по канату через многоярусный, лепной, золоченый зал БДТ. И сраженный белогвардейской пулей скользит на лонжах в ложу. Там ждет его Дева Смерть.

Так что смотреть «Трех Толстяков» надежнее в Петербурге. Подросткам и взрослым. Конечно, эта эпопея — ​вечерний спектакль. Именно на взрослого зрителя — ​при всей роскоши — ​он сделан.

Эта чумовая антиутопия с тортом до колосников, босховским сбродом циркачей дядюшки Аугусто, пламенным пролеткультовским бредом Тибула и Суок, пионерским хором Юных Космических Разведчиц (есть там и такие гражданочки в довоенных артековских панамках и ремнях), со старорежимными игрушками наследника Тутти, разметанными народным гневом по сцене, — ​словно продолжение «Губернатора», мистерии Кровавого воскресенья.

Но это и развитие тем Circo Ambulante — ​московской анти­утопии Могучего в театре Наций. Притчи о том, как вы-ы-ыстрадавший свою свободу и свою безработицу народ перестраивает мясокомбинат в цирк мирового класса. Цирк у них в природном амфитеатре — ​в жерле вулкана.

В 2012-м, перед премьерой Circo Ambulante Андрей Могучий писал о нашей героической современности: «Ни под один флаг вставать не хочется… Все великие идеи умерли, ни одна не родилась. Думаю, уже очередь выстроилась из желающих приватизировать энергию проснувшихся масс».

«Три толстяка» — ​и про жизнь замечательных идей, и про темные фантомы будущего, и про общества по приватизации энергии масс. Все они — ​с ограниченной ответственностью.

Гвардейцы «Трех Толстяков» — ​в камуфляже спецназа, с навороченными стрелялками. Учитель танцев Раздватрис затянут в черную кожу, униформу поп-звезды, близкой к поп-двору. Г-жа Первый Правительственный чиновник (Ируте Венгалите) не похожа ни на одного постоянного героя новостных программ — ​и усталым деловитым цинизмом похожа на всех. Явно присущий ей здравый смысл приводит ее к одному выводу: этим, что в публике, веры нет. Бестиарию свиты и личной охраны — ​веры нет тоже. Цирк стоит на вулкане… и нужно с этим жить. Пока можно.

А какие в БДТ «силы света»? Мне вот с детства казалось, что Тибула и Суок Юрий Олеша свел в сказку с полотна Пикассо «Девочка на шаре». Картина жила в России с 1913 года. Волей восставшего народа реквизирована у миллионера И.А. Морозова. (Он и сам собирался дарить свое собрание г. Москве, но пролетарская власть успела раньше… А Морозов вскоре и помре…)

С 1923 года «Девочка на шаре» выставлена в Москве в Музее новой западной живописи. «Три толстяка» написаны в 1924-м. Парижскую Площадь Звезды (не похожую на ту, что в сказке) Олеша, волей восставшего народа, так никогда и не увидел. А Пикассо видел наверняка.

Но в БДТ‑2018 Суок (Ольга Ванькова) на Девочку на шаре, на куклу наследника Тутти подчеркнуто не похожа. Ярко-рыжая, крепко сбитая, хлебнувшая уличной работы бродячих циркачей на больших и малых площадях в любую погоду — ​она горит честным негодованием. Она качается на трапеции с красным знаменем. И костюм ее сшит из бархатного флага Страны Советов. Потрепанного флага, бережно купленного (спасенного!) где-то на блошинке.

Вышитый герб СССР со всеми колосьями и земшаром сияет на костюме во всю грудь.

Они с Тибулом (Виктор Княжев) — ​как пара трудных подростков, юных нацболов, комсомольцев 1920-х. Они так страстно, со святой верой несут бред о железном сердце тирана Тутти, что доктор Арнери (Александр Ронис) может лишь протирать очки, а балаганщик дядюшка Аугусто (Дмитрий Воробьев) — ​беспомощно орать под купол, где витают его ребята:

— Канатоходец не должен идти в политику!

Набеленная Дева Смерть с косой (Аграфена Петровская) маячит рядом. Вот заденет канат…

Но сквозной и самый интересный персонаж тут все же — ​доктор Гаспар. С его привычками анахорета, поглощенного лабораторией, невинной рисовкой, академическим щегольством (в персонаже Рониса очень видны люди 1960–1970-х). С памятью о научном руководителе — ​Иване Ильиче Тубе, близком к Кремлю и много претерпевшем в НКВД. Доктор Гаспар горд своим уровнем секретности, позволявшим многое: прямо-таки кататься на велосипеде за стеной города.

…Танк эффектно въезжает в его лабораторию (в городе идут уличные бои). Старый мир рушится на глазах. Потрепанный человеческий зверинец циркачей становится домом, островом тепла и единственной ценностью д-ра Арнери. С этим мы и оставляем многослойный балаган БДТ.

Третья часть «Трех Толстяков» Андрея Могучего должна выйти в текущем сезоне.

Тогда и выстроятся все смыслы притчи, опаленной революцией — ​и веком после нее.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera