КолонкаОбщество

Постой, паровоз…

В проекте высокоскоростной магистрали Москва–Казань рельсы сошлись клином

Этот материал вышел в номере № 123 от 7 ноября 2018
Читать
Петр Саруханов / «Новая газета»
Петр Саруханов / «Новая газета»

Граждане отъезжающие, покиньте перрон вместе с гражданами провожающими. Скоростного поезда Москва–Казань нет в расписании. И пока не предвидится. Президент России высказал сомнение в необходимости строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ), о планах прокладки которой он сам же объявил в мае 2013 года.

Тогда в конференц-столице нашей родины, городе Сочи, проходило некое совещание о перспективах железнодорожного транспорта. Нас с вами туда не пригласили, и мы можем только пофантазировать о том, как было встречено предложение президента. Как только стихли аплодисменты, вероятно, раздался тихий голос с места: «Так это же вагон денег! А нам еще мост в Крым строить!» — «Какой Крым? — наверное, посуровел президент. — Какой сейчас год? 2013-й? Не 2014-й же! Не бегите впереди паровоза!»

В 2013 году еще считалось, что Земля плоская. А на плоской поверхности прокладывать пути — одно удовольствие. И проект был встречен отъезжающими и провожающими с энтузиазмом. Подумать только — три с половиной часа от Москвы до Казани. Едва уткнешься в кроссворд, едва задумаешься — «Река, впадающая в Каспийское море. Пять букв, первая «в», последняя «а». Вятка, что ли? Или Висла? Как эта река из пяти букв уже мелькнет за окном. Потенциальные пассажиры искренне интересовались: «А нельзя ли протянуть рельсы до Набережных Челнов, а нельзя ли до деревни Старое Афонькино?..»

Потом пошли общественные слушания. И оказалось, что проект ВСМ сопряжен с массой проблем даже для тех, кто никуда не едет. А не снесут ли при прокладке пути мою дачу? Или рельсы пройдут между двумя моими яблонями, и эта шайтан-арба растрясет их до последнего яблока? Возбудились экологи и зоозащитники. На слушаниях в городе Зеленодольске (40 километров от Казани) проектировщики объявили, что по территории Зеленодольского района пройдет 29 километров трассы, для чего придется вырубить 150 тысяч деревьев. «При этом не погибнет ни одна птица!» — уверял собравшихся прибывший специалист проектно-изыскательского института «Мосгипротранс».

Видимо, предполагалось, что вырубку деревьев оформят как реновацию, а птиц вместе с гусеницами и жуками-короедами переселят в пределах района из старых гнезд в благоустроенное жилье.

Прошло пять лет. Прокладка ВСМ все еще не началась. За это время случилась пара затратных войн, а рубль упал и ушибся. Обнаружилось, что Земля все-таки круглая, а это усложняет строительство и ведет к удорожанию проекта. Денег на ВСМ, подсчитали, понадобится уже два вагона. В связи с тем, что Крым проявил настойчивость и все-таки присоединился, возможные западные инвесторы натолкнулись на санкции. Возможные инвесторы из Китая поставили условие: они хотят использовать свою технологию и свою рабочую силу. А мы сами умеем забивать костыли кувалдой и вообще, если надо, накостыляем кому угодно.

Нет, наш президент не отказался от ВСМ насовсем. Он просит, чтобы ему доказали обоснованность затрат. Надо же знать, окупятся ли когда-нибудь все эти рельсы, шпалы, дачи, деревья и птицы. И еще неплохо бы выяснить, какой же русский не любит быстрой езды и найдутся ли у него деньги, чтобы оплатить предполагаемую стоимость проезда.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow