СюжетыОбщество

Недоходное место

Как заслуженный летчик России исполнял стратегический указ президента в Крыму, а остался без работы и зарплаты

Недоходное место
Фото: аэропорт Бельбек до «крымской весны»
С Вадимом Базыкиным мы встречаемся в кафе на Васильевском острове. Человек он легендарный не только в Петербурге, но и во всей России. В 1994 году на своем вертолете спасал людей с тонущего парома «Эстония». В 2004-м снимал с дрейфующей льдины участников полярной экспедиции в Арктике. Журналисты подсчитали, что на счету Базыкина почти четыре тысячи спасенных жизней. Но наш разговор пойдет о куда менее удачной странице в биографии летчика: в разгар «крымской весны» он с готовностью принял предложение стать директором аэропорта Бельбек в Севастополе, а сейчас пытается отсудить у руководства полуострова 3,5 миллиона рублей.

Базыкин показывает на телефоне видео: камера обходит обшарпанный павильон с выбитыми стеклами, как будто тут случилась затяжная перестрелка. Так выглядит сегодня павильон аэропорта Бельбек — объекта, включенного в федеральную целевую программу социально-экономического развития Республики Крым с бюджетом 1,7 миллиарда рублей.

— Там пожар был? — интересуюсь.

— Нет, просто разграбили, — вздыхает собеседник.

Человек надежный

Захват аэропорта в Севастополе стал одним из первых этапов спецоперации по «возвращению Крыма в состав России». Ночью 28 февраля 2014 года триста вооруженных людей без опознавательных знаков блокировали территорию воздушного терминала. До этого момента в Бельбеке базировались истребители МИГ-29 украинских вооруженных сил. Аэропорт принимал и гражданские борты, в том числе выполняющие рейсы между Севастополем и Москвой.

«Когда сейчас на нее (полосу аэропорта Бельбек.С. Р.) садишься, есть ощущение, что по ухабам едешь», — высказал недовольство приехавший в Крым в июне 2014 года премьер Дмитрий Медведев. И подписал указ, которым Бельбек включили в список аэродромов совместного базирования (то есть для гражданских и военных нужд). За ним последовало распоряжение президента Путина о выделении средств по федеральной целевой программе. А тогдашний губернатор Севастополя Сергей Меняйло пообещал, что уже через месяц (в июле 2014-го) здесь приземлится первый самолет. За следующий год у аэропорта сменилось три директора, и это были единственные новости о ходе реконструкции.

Вадим Базыкин / Фото: sevastopol.su
Вадим Базыкин / Фото: sevastopol.su

Май 2015 года. Вертолет Вадима Базыкина приземлился на острове Валаам. Здесь, по словам летчика, периодически собирается московская тусовка. Сам он во властных кругах тоже частый гость.

«Предложение возглавить ГУП [«Аэропорт Севастополь»] поступило непосредственно от замминистра [транспорта], — рассказывает летчик. — Основное условие было: нужен человек надежный, который не сдаст позиции, не даст разворовать».

Базыкин, на счету которого управление авиаотрядом в Петрозаводске численностью в несколько сотен человек, признается, что с самого начала проект реконструкции терминала в Севастополе был проектом скорее геополитическим. От Бельбека до аэропорта Симферополь всего 60 километров, слишком близко для двух подобных объектов федерального уровня. Но Крым есть Крым, скажет он позже журналистам, комментируя свое назначение. К тому же у опытного летчика и управленца быстро созрел план развития вверенного ему пространства.

«Аэропорт — это очень серьезный мешок с деньгами, если его правильно раскручивать, — говорит он. — Когда уже в Крыму соседи узнали, что я директор аэропорта, у меня под калиткой каждое утро лежали яйца, сыр, молоко… Вы только стройте, говорят, потому что у нас тут жизнь будет».

Главное — дисциплина

С губернатором Меняйло Базыкин познакомился через три дня после приезда в Крым: получил от него приказ о своем назначении и обещание вскоре открыть финансирование. Вопрос трудового договора и зарплаты новому директору отложили на потом, благо Вадим Базыкин человек не бедный — есть пенсия летчика-испытателя в 120 тысяч рублей.

Тем временем открытие новых воздушных ворот Севастополя официально перенесли на 2016 год.

«Мы сразу приступили к работе, — рассказывает Вадим. — На первое время хотели сделать теплый надувной ангарчик, куда выводили бы людей, прилетающих в аэропорт. — Пока без кафе и магазинов, но чтобы уже начал функционировать».

Совсем скоро вокруг аэропорта Севастополь появились баннеры с надписью «Продается». Таким нехитрым способом новый директор и собранная им команда пытались выяснить, кому на самом деле принадлежит земля под объектом федерального значения. «Вывесили баннеры, и владельцы участков тут же сами прибежали», — смеется летчик.

ГУП «Аэропорт Севастополь» предстояло освоить 26 гектаров площади по соседству с землями, которыми распоряжалось Минобороны. Однако скоро выяснилось, что вопреки распоряжению Меняйло эти земли так и не были приняты на баланс государства — никто этим просто не занимался. 26 га входили в состав совхоза Софьи Перовской, а внутри него были разделены между собственниками на паях. По словам Базыкина, «крайнего» владельца земель удалось отыскать… в тюрьме и через его адвоката подписали договор аренды. С отчетом о проделанной работе директор аэропорта отправился на прием к градоначальнику, параллельно продолжая бомбардировать крымских чиновников: откройте финансирование.

«А Меняйло мне задает вопрос: «Ты чего такую деятельность развернул, почему не ждешь указаний?» — вспоминает Базыкин. — Я отвечаю, что существует указ президента, поэтому я как ваш сотрудник начинаю проявлять инициативу. А он мне: «У меня главное в правительстве — дисциплина».

От ответа на вопрос, сознательно ли Меняйло тормозил процесс, Базыкин дипломатично уклоняется: «Дело в том, что Севастополь — несколько другое социальное пространство. Там позволительно не реагировать на распоряжения губернатора. Естественно, он давал указания. Но эти документы просто терялись».

Между двух губернаторов

Рассуждая об экономике аэропорта, Вадим Базыкин сетует: при грамотном подходе аэропорт в Севастополе мог бы быть загружен девять месяцев в году. Здание современного аэровокзального комплекса, напоминает он, — это, по сути, большой магазин, где каждый пассажир должен провести как минимум полтора часа. Не случайно стоимость аренды в Шереметьево доходит до 800 тысяч рублей за 30 кв. метров в месяц.

Мой собеседник объясняет, что положительная экономика аэропорта начинается при обслуживании более 220 тысяч пассажиров в год. Проект реконструкции воздушного терминала в Севастополе рассчитывался на 500 тысяч человек ежегодно. Прежде всего потому что «не хотели напугать Симферополь».

«Мы прекрасно понимали: что такое Симферополь, если убрать оттуда аэропорт? — размышляет Базыкин. — Ничего. И [Сергей] Аксенов (глава Республики КрымС. Р.) это тоже прекрасно знает».

Но и тут нашелся выход: инвесторам аэропорта Симферополь (на 30% принадлежит банку «Россия») предложили отдать севастопольцам все самолеты малой вместимости, освободив место для больших бортов, которые приносят большие деньги.

Дошло до драки

В августе 2016 г. с инспекцией в аэропорт Севастополь приехал новый градоначальник Дмитрий Овсянников. При журналистах он заклеймил бывшее руководство города, доведшее аэропорт «до ручки». И пообещал, что после реконструкции пропускная способность воздушного терминала составит 2,5 миллиона (!) человек в год.

«Что у нас с инвесторами?» — на ходу вникал в курс дела Овсянников.

Если верить публикациями присутствовавших на встрече журналистов, в следующий момент прессу попросили удалиться, а из-за закрытой двери прозвучало раздраженное: «Какие татары?»

Базыкин объясняет: речь идет о компании «Татнефть» — основном инвесторе севастопольского аэропорта, которого ему удалось привлечь. Татнефть была готова вложить в реконструкцию 7 миллиардов рублей в обмен на право распоряжаться топливно-заправочным комплексом. Этот вопрос директор прорабатывал на уровне президента Татарстана, но после разговора о «татарах» об этих договоренностях пришлось забыть.

Отношения Овсянникова и Базыкина не заладились сразу. Противостояние дошло до крайней точки, когда градоначальник выступил с предложением ликвидировать ГУП «Аэропорт Севастополь» и сделать его филиалом симферопольского аэропорта.

«Естественно, я ему сказал, что не соглашусь, потому что рушится договор совместного базирования с Минобороны, — продолжает Базыкин. — Если бы вы знали, с каким трудом я его добился!»

Договор совместного базирования, подписанный Вадимом Базыкиным с Минобороны / Фото: «Новая в Петербурге»
Договор совместного базирования, подписанный Вадимом Базыкиным с Минобороны / Фото: «Новая в Петербурге»

Несмотря на позицию директора, в августе 2017 года губернатор Овсянников подписал указ о ликвидации ГУП «Аэропорт Севастополь». По некоторым данным, этому предшествовал конфликт между Овсянниковым и Аксеновым, который едва не дошел до драки.

«Аксенов политически очень жестко противостоит Севастополю, — говорит крымский юрист Наталья Пурвин, адвокат Базыкина. – Для него второй аэропорт был как ком в горле — это же вопрос встречи первых лиц и прочего. А так как и Меняйло, и Овсянников слабые игроки, а Аксенов местный, они эту игру, конечно, проиграли. Овсянников сдал ГУП и подумал, что проще уволить Базыкина, а деньги [выделенные по ФЦП] отдать, потому что освоить их он действительно не может».

Немножко уголовная статья

Дальнейшая битва за Севастополь развернулась в судах. Сразу после увольнения Вадим Базыкин обратился в Нахимовский районный суд, требуя компенсации по заработной плате: пробыв директором аэропорта больше двух лет, он не получил за работу ни копейки.

«Все судьи во всех заседаниях предлагали правительству [Севастополя] мировое соглашение, — продолжает Наталья Пурвин.

— Задавали один и тот же вопрос: зачем вы судитесь с Базыкиным? Никто не смог на него ответить. Позиция ответчика была такая: «Он не заработал эти деньги».

Вадим Базыкин оценил свою работу почти в три миллиона рублей, рассчитав среднюю зарплату на аналогичной должности (90–120 тыс. рублей) по справке из Роструда. Районный суд оказался другого мнения и присудил заслуженному летчику компенсацию в размере двенадцати МРОТ — по 8 тысяч рублей в месяц. И добавил возмещение морального вреда в 10 тысяч рублей.

Сейчас, по словам адвоката, это решение находится в стадии кассации, а затем (если потребуется) будет опротестовано в Верховном суде. Более того, у истцов остается возможность обратиться в Следственный комитет, потому что невыплата зарплаты больше трех месяцев это «немножко уголовная статья».

Решение по своему второму иску Вадим Базыкин получил 9 августа этого года: арбитражный суд Севастополя признал незаконным ликвидацию ГУП «Аэропорт «Севастополь».

«Раз вернули предприятие, значит, ему нужен директор, оно живое, его опять можно финансировать», — рассуждает Наталья Пурвин.

Новый терминал аэропорта в Сиферополе / Фото: ukraina.ru
Новый терминал аэропорта в Сиферополе / Фото: ukraina.ru

Нужно или нет?

Вадим Базыкин говорит, что деньги в этой борьбе для него не главное.

«Я хочу это дело довести до конца, — утверждает летчик. — Хочу, чтобы люди, которые отвечают за идеологию в нашей стране, наконец сказали: нужен в Севастополе аэропорт или нет?»

Справедливости ради с того момента, когда Вадим Базыкин приехал в Крым, ситуация здесь сильно изменилась: заработал Керченский мост, а в аэропорту Симферополя открылся новый терминал. И вопрос целесообразности строительства второго аэропорта встал еще острее. Тем не менее в июле 2018 года, во время визита в Севастополь секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, местные власти заверили его, что воздушное сообщение заработает… в 2020 году.

Указ президента все-таки никто не отменял.

Пока же с одиноко стоящего павильона «Аэропорт Севастополь» сняли охрану, после чего объект привлек мародеров. Неизвестные выбили в здании стекла и поломали все, что можно было поломать.

«Когда мне там нечего было делать, я в театр ходил, — вспоминает Базыкин о времени, проведенном в Крыму. — И вот представляете, идет постановка «Доходное место» (пьеса Александра Островского о молодом чиновнике, который не желает выслуживаться и брать взятки. — С. Р.), а весь зал встает и плачет. А я себя ловлю на мысли, что аплодирую не артистам, а зрителям. У них действительно такая ментальность. Они поверили России».


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕДАКЦИИ | АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ | PDF


shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow