СюжетыОбщество

Левиафан указывает на крыс

Красноярским чиновницам позволяли несколько лет обирать ветеранов войны. Теперь их показательно сотрут в пыль

Этот материал вышел в номере № 126 от 14 ноября 2018
Читать
Левиафан указывает на крыс
Фото: ГСУ СК по Красноярскому краю
При обысках в квартирах и на дачах бывших руководящих работников краевого министерства социальной политики красноярские УФСБ и следком обнаружили чайники и мультиварки. И изъяли их в качестве вещдоков, поскольку чекисты и СК полагают, что закупалось это государством в прошлые годы как подарки ветеранам Великой Отечественной войны – бытовая техника совпала по спецификации.

Задержаны бывший первый замминистра Наталья Колягина, бывший начальник отдела по делам ветеранов Ольга Гилева, а также два ее родственника, деверь и 69-летний свекор. Те руководили коммерческой фирмой, куда, например, ушли все деньги по 25 госконтрактам, заключенным в марте этого года в рамках госпрограммы края «Развитие социальной поддержки граждан» для закупки подарков и организации праздничных мероприятий ко дню Победы.

Наталья Колягина. Фото: сайт Минсоцполитики края
Наталья Колягина. Фото: сайт Минсоцполитики края

Стоимость всех контрактов – 2,3 млн рублей. По данным ФСБ, исполнен только один контракт на сумму до 100 тыс. рублей, два исполнены частично. То есть для отвода глаз что-то купили (причем грошовое и отвратительного качества). Остальное – попилили. Семейный бизнес. По документам ветераны меж тем все одарены. Причем подарки они получали уже на протяжении нескольких лет (хотя никто им ничего не дарил).

– Фактически товары в рамках этих договоров либо не поставлялись вообще, либо поставлялись некачественные. Таким образом, обязательства по договорам не были выполнены на сумму 2,2 млн. Деньги поделены между участниками преступной схемы, – рассказала официальный представитель краевого управления ФСБ Марина Моисеева.

– По месту жительства сотрудниц министерства соцполитики проведены обыски при силовой поддержке ФСБ. Изъята бытовая техника – электрочайники и мультиварки, которые в прошлые года фигурировали в госконтрактах как приобретаемые для ветеранов войны, – добавила Ольга Шаманская, старший помощник начальника краевого следкома.

Фото: ГСУ СК по Красноярскому краю
Фото: ГСУ СК по Красноярскому краю

На всех местных сайтах, по всем местным телеканалам уже крутят оперативную съемку обысков и задержаний. Ждите и на федеральных каналах. СК гвоздит: фигуранты пытались перевести дело в плоскость гражданско-правовых отношений (ранее на счет министерства поступил перевод на 2,2 млн), однако избежать уголовного преследования им не удастся.

Меж тем одного из четверых, 69-летнего коммерсанта, сразу отпустили под обязательство явки на суд, Гилеву выпустили вскоре тоже – под домашний арест. Насчет остальных пока неясно – к моменту, когда передаю заметку в редакцию, суды относительно меры пресечения еще не прошли. Говорят, что Гилева уже дала признательные показания, а Колягина запирается, вины не признает.

Первые обыски по этому делу – в самом министерстве – ФСБ провела еще в конце мая. Тогда министр Галина Пашинова, комментируя их, признала, что в ее ведомстве при заключении госконтрактов действительно работали коррупционные схемы. Но она об этом узнала лишь после проверки силовиков. К слову, местная телекомпания ТВК еще в 2013 году обнародовала расследование о родственниках самой Пашиновой, работающих с ней вместе, – «Министерство родственной политики». В начале октября – повторные обыски. В отставку Пашинову отправили только 22 октября (к ней у следствия, как оказалось, претензий нет, в деле не фигурирует). Колягина ушла по собственному желанию 26 октября.

Депутат краевого Заксобрания Илья Зайцев еще в мае рассказывал:

– 26 февраля 2016 года в селе Бархатово Дмитрий Дмитриев учредил компанию «Ники», и с июля 2016-го она начала получать заказы от учреждений соцобслуживания. Положение о закупках на тот момент позволяло заключать контракты без проведения публичных процедур «в исключительных случаях, когда иные формы закупок невозможны» на сумму до 400 тысяч рублей. Этим и пользовались – неоднократно. Пользовалось услугами ООО «Ники» и само министерство соцполитики, подписав с ним только 26 и 27 марта сразу 25 госконтрактов (сумма каждого – от 79020 рублей до 98568 рублей). Это дало возможность руководству министерства избежать публичности процедуры. Итого ООО «Ники» перечислили почти 4 млн. Что это за компания? Ее электронный адрес – тот же, что у компаний, ранее учрежденных Гилевым Николаем Александровичем. А мобильный телефон, указанный в договоре, используется Вадимом Николаевичем Гилевым. А начальник отдела по вопросам ветеранов, реабилитированных, военнослужащих и пенсионеров – Гилева Ольга Витальевна. Николай Александрович Гилев – отец мужа Ольги Витальевны. Вадим Николаевич Гилев – его сын, брат директора красноярского интерната №1 Юрия Николаевича Гилева, а в 2017 году еще и сотрудник одного из учреждений социальной политики — «Ресурсного методического центра системы социальной защиты населения». Наверняка это совпадение могла бы заметить первый замминистра Наталья Колягина, непосредственный руководитель Гилевой.

Вскрытое – только часть айсберга, считает Зайцев. И рассказывает об ООО «Максима» и ее представителе в крае Денисе Михиенко. Это чуть не крупнейший поставщик бытовой техники для учреждений соцзащиты. На сайте госзакупок договоры с ним отсутствуют – все они заключены, минуя публичные процедуры, и по ценам, которые рыночными не назовешь.

Подписаны контракты с еще одной фирмой, руководитель которой хорошо знаком с братом Колягиной.

Мошенничество с госзакупками, схематоз – не новость. Впрочем, как и наша старинная отечественная кампанейщина. Но объект для очередного показательного избиения проворовавшегося чиновничества выбран только на первый взгляд подходящий. Да, насчет крысятничества у ветеранов войны в обществе нет разночтений, выглядит это все однозначно.

Однако то, что ФСБ занимается чайниками и утюгами – на фоне всего прочего, что творится в стране, – такая девальвация даже не смешна.

Фото: ГСУ СК по Красноярскому краю
Фото: ГСУ СК по Красноярскому краю

Скажем, вот недавно состоялся суд над сыном бывшего вице-губернатора Михаила Кузичева Василием Кузичевым. Он возглавлял КРЭК (Красноярскую региональную энергокомпанию), и та выводила в офшоры и просто раздавала близким к краевой власти лицам и фирмам миллиарды.

Крэк для губернатора

Куда и кому уходят миллиарды из бюджета под видом «модернизации энергетики и ЖКХ»

Действительно, сравните: там речь шла о более 5 млрд рублей, здесь – 2,2 млн. Кузичеву-младшему обвинение предъявили нелепое и дали 4 года условно. Гилевой и Колягиной будет инкриминировано «мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в крупном размере», это до 10 лет реального лишения свободы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow