×
Сюжеты

Пыль на выдумки хитра

Вместо реальных действий по спасению Находки от угольной пыли владелец компании «Терминал Астафьева» Руслан Кондратов демонстрирует красивые проекты на будущее

«Терминал Астафьева»

Этот материал вышел в № 127 от 16 ноября 2018
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Одна из главных проблем, которая досталась в наследство новому врио губернатора Приморья Олегу Кожемяко, — экология. Одна из горячих точек — Находка, где присутствует бизнес по перевалке угля. С одной стороны, это налоги и рабочие места, с другой — нагрузка на окружающую среду, связанная с чрезвычайно летучей угольной пылью. Поэтому, возглавив регион, Олег Кожемяко практически тут же совершил рабочую поездку в портовый город, чтобы наконец разобраться с проблемой «угольной пыли».

В начале ноября он встретился с жителями микрорайона Астафьева, чьи дома расположены в непосредственной близости с угольными терминалами, а также провел совещание с руководителями углеперевалочных компаний, надзорными органами и администрацией Находки.

Еще в прошлом году проблема «угольной пыли» вышла на уровень главы государства. Владимир Путин узнал о ней от школьника по имени Андрей Боль, который дозвонился прошлым летом на прямую линию.

После поручения президента разобраться с ситуацией профильные органы и региональные чиновники публично взяли под козырек.

Однако не стоит демонизировать и портовиков, ведь они создают рабочие места, наполняют местный бюджет, не дают Находке превратиться в очередной город-призрак. Этого очевидного факта не могут не признавать даже местные активисты.

— Угольные компании говорят, что спасают город, обеспечивая нас рабочими местами. С одной стороны, они правы — если бы не уголь, то я не знаю, что бы мы и делали, — рассуждает Иван Воробьев. — Но с другой стороны, вы представляете, что такое открытая перегрузка угля? Крановщики открывают грейфер на высоте 7–10 метров над землей, это все подхватывается ветром и несется на город.

Известный владивостокский блогер и общественник Александр Хитров недавно лично проинспектировал работу приморских стивидоров.

— Нам удалось посетить «Дальмормонтаж» и «Аттис Энтерпрайс» в Находке, ВМРП во Владивостоке и «Восточный порт» во Врангеле. Все предприятия реально заботятся об экологии и здоровье местных жителей, — рассказал Александр Хитров на пресс-конференции журналистам.

В разговоре с «Новой» Александр Хитров также отметил, что «в принципе обстановка в Находке сейчас довольно положительная. Нет каких-то угольных туч, все, что нужно, — орошается. В самом проблематичном районе, на мысе Астафьева, мы заметили, что люди сушат белье на улицах, хотя до этого они же жаловались, что это невозможно делать. После совещания Путина с нашим губернатором стивидоров заставили установить защитные сетки, оросительные системы, по максимуму сократить выброс угольной пыли. Компании действительно работают над этим, но за одну ночь или даже одну неделю все это нереально построить. Однако по мере возможности они что-то делают».

Освобожденный от экологии

Убедиться воочию, как обстоят реальные дела в Находке, не так уж сложно. В городе достаточно сопок, с которых хорошо просматривается территория перевалочных терминалов. Сегодня на большинстве из них видны не только кучи угля, но и защитные экраны и работающие водяные пушки. Однако на общем фоне не лучшим образом выделяется одна из площадок на мысе Астафьева, где портовые сооружения выглядят куда менее опрятно, чем у соседей.

Хотя на ней и установлены едва ли не самые высокие защитные экраны, штабеля угля поднимаются еще выше, так что особого смысла в такой защите нет. Да и из всех водяных пушек на нем работает только одна. Местные общественники неоднократно фиксировали это на видео.

Фото из соцсетей

Это «Терминал Астафьева», который часто называют главным загрязнителем города. Его собственником является известный в регионе предприниматель, в прошлом депутат Госдумы Руслан Кондратов.

— С сопочки видно, что там хоть и стоят водяные пушки, но они не справляются. На терминале огромная куча угля, поднимающаяся даже выше уловительных сеток, — описывает «Терминал Астафьева» Александр Хитров. — Просто они жадные, наверное… И они еще собираются увеличивать мощности…

Еще недавно на этом месте была Находкинская жестянобаночная фабрика, куда уголь завозили разве что для отопления. Ее причалы, в советские времена предназначенные для погрузки жестяных банок, сегодня изношены и небезопасны, их конструкции потрескались и деформировались от нагрузки. Местами на них невооруженным глазом видны просадки и пятна ржавчины, швы от непосильной эксплуатации просто расходятся.

Буквально в этом октябре руководитель еще одной инициативной группы жителей Находки Артем Трембовлев передал первому вице-губернатору Приморья Алексею Костенко обращение на имя главы региона о закрытии «Терминала Астафьева», под которым подписались около 1000 человек.

О том, что этот терминал самый проблемный, свидетельствует и активист Иван Воробьев. В интервью одному из местных телеканалов общественник признался, что порядка 80% претензий горожан к угольной пыли связано именно с данным стивидором.

— Про «Терминал Астафьева» я знаю, что он самый скандальный: все вокруг о нем говорят. И, если честно, я не знаю, подписали ли они соглашение с Росприроднадзором, — сообщила заместитель генерального директора экологического фонда «Чистые моря» Анна Субботина, добавив, что большинство стивидоров это соглашение успешно подписали.

И действительно, как удалось выяснить «Новой газете», в июне 2018 года 11 из 12 стивидоров Находки (исключением по сложившейся традиции стал «Терминал Астафьева») подписали с государственными органами соглашение о снижении воздействия на экологию.

«Терминал Астафьева» подписывать его отказался, сославшись на отдельно подписанное соглашение с бывшим врио губернатора Приморского края Андреем Тарасенко. Вот только детали этого секретного документа нам выяснить не удалось.

«Новая газета» в процессе подготовки материала направляла запрос Руслану Кондратову и тогда еще руководившему регионом Андрею Тарасенко, но ответ в течение длительного времени так и не был получен.

Прокурор и суд не указ

Нельзя сказать, что надзорные органы совсем не видят проблему. В октябре 2017 года прокурорская проверка деятельности ОАО «Терминал Астафьева» выявила нарушения природоохранного законодательства. В частности, не проводилось пылеподавление и не соблюдался план природоохранных мероприятий.

Транспортный прокурор направил заявление в Находкинский городской суд, который обязал ответчика «при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов».

А в 2018 году суд вообще остановил работу «Терминала Астафьева» за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических норм. Правда, Находка вздохнула свободнее только лишь на день, после чего компания продолжила перевалку. Неужели ей так быстро удалось устранить угрозу для жизни и здоровья населения?

Проект, еще проект!

Руслан Кондратов

Недовольство со стороны общественников не помешало «Терминалу Астафьева» и его владельцу стать хедлайнерами на недавнем Восточном экономическом форуме. Руслан Кондратов представлял там свои грандиозные планы по созданию крытого терминала и дальнейшему наращиванию оборотов.

— Четыре хранилища с применением реклаймеров производства компании Schade позволят нам существенно нарастить объем единовременного хранения угля, увеличить скорость выгрузки, повысить годовой грузооборот, и все это, заметьте, без пагубного влияния на окружающую среду… Строительство комплекса станет пилотным проектом. Мы рассчитываем, что наши коллеги смогут использовать наработанный нами опыт для модернизации своих терминалов и что мы совместно выполним поручение президента о переходе на закрытый тип перевалки и об увеличении экспорта российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, — рассказывал Кондратов на ВЭФ-2018 журналистам PrimaMedia.

По сути, закрытый терминал еще даже строить не начинали, а Кондратов уже ставит себя в пример другим стивидорам. Учитывая чумазые склады в Находке, выглядит это не очень симпатично. Недовольные угольной пылью жители тоже в основном из соседних с «Терминалом Астафьева» кварталов. Но если слушать только владельца «Терминала Астафьева», может сложиться впечатление, что именно его компания тащит на себе всю программу по переходу на новые технологии перегрузки угля.

Между тем деловой партнер господина Кондратова, исполнительный директор корпорации Marubeni Эйдзи Окада рассказал, что к настоящему времени заключен только контракт на составление технико-экономического обоснования проекта закрытого терминала. Иными словами, весь проект модернизации «Терминала Астафьева» — своего рода «бумажный тигр».

Добавляет настороженности к инициативам Кондратова и то обстоятельство, что в 2018 году на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге «Терминал Астафьева» тоже заявлял о подписании соглашения в области терминалостроения с немцами и японцами.

А если копнуть историю поглубже, то выяснится, что и шесть лет назад, на саммите АТЭС, он обещал построить принципиально новый терминал для закрытой перевалки угля. Программа инвестиций была рассчитана на три года (2012–2015). «Модернизация будет проходить в два этапа. На первом этапе — к 2013 году — мы рассчитываем выйти на проектную мощность 3 млн тонн», — обещал Руслан Кондратов.

Никакого интермодального терминала, как легко догадаться, собственник «Терминала Астафьева» так и не построил. Зато угольные штабеля на его терминале все выше и выше.

Плывут пароходы, бегут паровозы…

Совсем недавно информационное агентство Интерфакс опубликовало новость, из которой можно предположить, что реализация очередного проекта строительства закрытого угольного терминала оказалась под угрозой. По информации Интерфакса, АО «Терминал Астафьева» не может решить проблему техприсоединения железнодорожных путей на участке, примыкающем к порту.

«Развитие железнодорожной инфраструктуры станции Мыс Астафьева имеет критически важное значение для соблюдения сроков реализации проекта. В то же время договор с железнодорожниками о модернизации подхода к порту пока не подписан, так как у РЖД нет прав собственности на участок, по которому проходит нужная ветка», — сообщили Интерфаксу в АО «Терминал Астафьева».

Как сообщает информагентство, в июле этого года Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту реконструкции железнодорожной станции Мыс Астафьева в Находке. Проектом предусмотрены решения по удлинению путей в сторону станции Крабовая. Реконструкция будет вестись в три этапа: на первом — предварительном — построят тупиковый путь для смены кабины управления локомотивом на станции Крабовая, на втором — промежуточном — проложат электрифицированный соединительный путь между станциями Крабовая и Мыс Астафьева и, наконец, на третьем, основном, этапе удлинят пути станции. Согласно проекту, модернизация инфраструктуры будет осуществлена за счет средств частных инвесторов (очевидно, речь идет об АО «Терминал Астафьева». Ред.), а затем объект будет безвозмездно передан на баланс ОАО «РЖД».

Чем не благая инициатива?! Подозрение вызывает лишь одно: к строительству подъездных путей с целью увеличения грузооборота «Терминал Астафьева» рвется приступить как можно скорее, а в том, что касается каких-либо реальных действий по проектированию закрытого терминала будущего, ничего, кроме выступлений на престижных площадках, не видно.

Получается, что если план Кондратова реализуется, то дополнительные вагоны с углем, скорее всего, пойдут все на тот же малоприспособленный терминал, где до сих пор в необходимом объеме не реализуются экологические мероприятия.

В любом случае намерения по наращиванию грузооборота на «Терминале Астафьева», очевидно, идут вразрез с заявлением Юрия Трутнева о недопустимости увеличения объемов перевалки портами города Находка. Об этом полпред президента в ДФО заявил еще в июле на совещании, где присутствовали стивидоры Находки (копия протокола есть в распоряжении редакции).

Вообще с инфраструктурными проблемами Кондратов борется давно, активно и всеми средствами.

Еще совсем недавно соцсети пестрили фотографиями того, как в сторону «Терминала Астафьева» через весь город ехали ничем не прикрытые грузовики с черным углем. Пыль, конечно же, летела во все стороны.

Уже новый врио губернатора Олег Кожемяко потребовал проезд транспорта с углем через город в порт прекратить.

Теперь же Кондратов осваивает перевалку угля непосредственно в море. На помощь в борьбе с низкой пропускной способностью железнодорожного транспорта еще прошлой весной из Китая была выписана огромная баржа длиной более 80 метров и грузоподъемностью около 10 тысяч тонн.

Гигантская баржа, груженная углем, создает колоссальную угрозу для акватории. Что произойдет, если во время шторма, либо по какой-то другой причине эта громадина перевернется и десять тысяч тонн угля окажутся прямо в море?

Пожалуй, тогда все актуальные проблемы разом покажутся жителям побережья простым недоразумением в сравнении с полноценной экологической катастрофой.

Вообще с учетом того, что в направлении «Терминала Астафьева» уголь пока не несут разве что самолеты и подводные лодки, а на территории этого порта черные кучи поднимаются выше защитных экранов, — сложно даже представить, каким может быть общий реальный объем осуществляемой Кондратовым перевалки.

Перевалка растет, прибыль падает?

А теперь вернемся к тому, с чего мы начали. Главная причина, которая в целом оправдывает угольную перевалку в глазах местных жителей, — налоги. Потому что налог на прибыль поступает в местный бюджет, из него финансируются школы, больницы, социальные программы.

Давайте попробуем разобраться, что получает город от «Терминала Астафьева»?

Несколько лет параллельно с инвестициями в объемы перевалки эта компания наращивала и выручку, и прибыль. Но в первом полугодии 2018 года внезапно показала убыток в 26,7 млн рублей, хотя за аналогичный период 2017 года получила прибыль в 30,7 млн рублей. Можно было бы предположить, что упали объемы перевалки, но бухгалтерская отчетность компании, которую мы изучили, говорит об обратном. В первом полугодии она нарастила выручку на 4,5%, а выручка, как правило, следует за физическими показателями.

Наверное, причины внезапных убытков заинтересовали не только нас, но и ИФНС, которая теперь недосчитается налога на прибыль.

Впрочем, Руслан Кондратов, очевидно, не привык опасаться давления на свой бизнес. В конце концов, он сын легендарного генерала Виктора Кондратова, долгое время возглавлявшего краевое УФСБ. Да и живет, возможно, в Сингапуре, в Приморье заезжая по делам.

В общем, это явно не тот случай, когда можно надеяться на одну только личную сознательность и социальную ответственность владельца бизнеса.

Олег Бойцов —
специально для «Новой»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera