КомментарийПолитика

Мэн против федералов

Локальные политики в Америке предлагают новые правила игры

Этот материал вышел в номере № 128 от 19 ноября 2018
Читать
Мэн против федералов
Фото: Reuters
Промежуточные выборы в США быстро забылись. Республиканцы взяли большинство в Сенате, а демократы — ​в Конгрессе. Настоящая интрига тихо жила еще больше недели после голосования в маленьком штате Мэн. Возможно, именно в нем решалось будущее американской демократии.

Во втором округе действующий конгрессмен республиканец Брюс Поликвин на 0,7% обогнал конкурента-демократа Джареда Голдена и… тут же подал иск против избирательного закона штата. Все дело в том, что два года назад жители Мэна решили выбирать политиков любого уровня, в том числе федерального, нетрадиционным образом.

Для рассказа о нем важно небольшое погружение в детали и контекст. Избирательная система США — ​одна из старейших в мире. Это одновременно впечатляет и удивляет, примерно как карета в эпоху гибридных БМВ. Немецкий автопром упомянут здесь специально. Самые современные электоральные системы сегодня в континентальной Европе. И для США оптимальна модель Германии, такой же большой и сложной федерации.

Критически мыслящие американцы с ума сходят от очевидных преимуществ созданных в Европе моделей. Благодаря смешанному пропорциональному принципу в Германии конкурируют и предвыборные списки, и кандидаты в округах, что позволяет сочетать представительство взглядов и личную ответственность политиков перед избирателями.

Проблема же классической мажоритарной системы в принципе «победитель получает все». В Штатах он определяется голосованием в один тур относительным большинством пришедших на участки. Политику важно хотя бы раз в карьере расколоть общество, мобилизовать сторонников и демобилизовать противников. Статистика переизбраний однозначно за тех, кто уже на посту.

В итоге чаще всего более половины избирателей округа остаются без представительства, явка падает, а независимые политики лишены шансов выбраться из «низового активизма». И чем сложнее становится общество, чем больше запрос новых групп на репрезентацию, тем больше недоверия к профессиональным политиканам и меньше смысла в конструкциях позапрошлого века.

Однако ввести на федеральном уровне хорошо работающую европейскую модель нереально. У сторонников республики и демократии исчезающие шансы в лоб переиграть двухпартийное чудовище с мозгами осла и слоновьей расторопностью. Потому они ищут способ хоть как-то реновировать систему и, похоже, нашли его в виде специфического варианта рейтингового голосования.

Опция множественного выбора позволяет поддержать хоть всех кандидатов, расставив их в порядке предпочтения. Если кто-то получает 50% плюс 1 голос — ​он побеждает. Если нет — ​вылетает кандидат с нижайшим рейтингом, а голоса пересчитываются и распределяются. И так, пока кто-то не наберет больше половины. В случае с зависшим в подсчетах округом штата Мэн занявший второе место демократ в итоге победил, поскольку больше республиканца нравился сторонникам выбывшего независимого кандидата. За последние годы схема использовалась в США минимум в 200 местных кампаниях.

Рейтинговое голосование заставляет политиков предлагать умеренную повестку, искать объединяющие идеи вместо разъединяющих, дает дополнительные шансы независимым кандидатам и движениям, снижает роль джерримендеринга (произвольной нарезки округов под каждую кампанию). Жителей Мэна, маленького штата на границе с Канадой, ранжирование так впечатлило, что в 2016 году они первыми в США ввели его на выборах всех уровней. Вопреки жалобам на неконституционность решения в 2018 году Мэн впервые избирал губернатора, сенатора и двух конгрессменов по новой системе.

Брюс Поликвин победил по старой системе, но проиграл по новой. С утверждением тянули неделю. В итоге решили, что закон есть закон, и республиканец согласился участвовать, зная об изменившихся условиях. Если жители отстоят право самостоятельно решать, кто и по каким правилам будет их представлять на федеральном уровне, пример Мэна наверняка вдохновит другие штаты. Возможно, через несколько лет политическая система в США сильно изменится.

А мы пока можем только следить за тем, как регионы влияют на жизнь ведущих стран. И надеяться, что в прекрасной Российской Федерации будущего они станут площадками поиска новых политических и прочих систем, пространством экспериментов, субъектами конкуренции, ведущей к развитию и процветанию.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow