×
Комментарии

«Люблю музыку до безумия»

Ушел композитор Мишель Легран

Фото: EPA

Культура

Юрий Сафроновобозреватель «Новой», журналист RFI, Париж

 

В субботу, 26 января, умер Мишель Легран, великий мелодист и аранжировщик. Он оставался, наверное, самым известным в мире французским музыкантом, и в историю вошел уже полвека назад: под «Шербурскими зонтиками».

В 1964-м, когда вышел фильм, Леграну было чуть больше тридцати. За него он получил первого «Оскара».

Но первая слава испытала его гораздо раньше: еще в 1954-м (Леграну 22 года) диск «I love Paris» с аранжировками песен о Париже покорил Америку и разошелся там на восемь миллионов копий.

Это была чрезвычайно быстрая, с примесью везения, но и заслуженная слава для человека, для которого с первых лет пребывания на этой земле музыка была жизнью, а все остальное — короткими паузами, либо отвлекавшими от музыки, либо позволявшими изредка отдохнуть от нее.

Песня из фильма «Шербурские зонтики» (1964)

Но самое удивительное состоит в том, что он до конца жизни любил занятие, которое предписали родители, усадив его «с младых ногтей» за пианино. Музыка ему была на роду написана: отец — известный дирижер и композитор (и тоже писал для кино), дядя по маминой линии — очень известный дирижер оркестра, на который в послевоенном Париже билеты достать было большой удачей.

Но о своем детстве Мишель Легран, который родился на окраине Парижа 24 февраля 1932 года, вспоминал с примесью горечи. Родители развелись, когда ему было три года; с мамой отношения не всегда ладились, а отцу он так и не смог до конца забыть «предательство», хоть и писал в свои девятнадцать музыку для папиного оркестра.

Мишель закончил парижскую консерваторию по классу пианино, считался вундеркиндом, и преподавательница готовила его к долгой карьере классического пианиста, но он свернул на кривую дорожку «легкой» музыки — пошел работать аккомпаниатором к Анри Сальвадору и так и остался в сферах, которые дарят самую широкую аудиторию и приносят самую большую славу.

При этом слава не мешала ему сочинять хорошую музыку. Легран был великим тружеником, и здесь акцент надо делать на слове «великий». К слову, и le grand ведь по-французски: и большой, и великий.

«Papa Can you Hear Me?». Песня из фильма «Йентл»

В копилке великого — около двухсот фильмов, два десятка телепрограмм, одиннадцать дисков, две оперы, а еще концерты с ведущими симфоническими оркестрами и даже запись песен в собственном исполнении — по наущению Жака Бреля (хотя пение не было сильной стороной Леграна, чего уж там). В леграновском послужном списке — пара десятков звонких имен: Борис Виан, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Джон Колтрейн, Билл Эванс, Майлз Дэвис, Рэй Чарльз (четверо последних играли для его диска «Legrand Jazz», 1958). В 1983-м Барбара Стрейзанд исполнила на музыку Леграна песни к своему фильму «Йентл» — и за это он получил третьего «Оскара».

Песня «The Windmills of Your Mind» из фильма «Афера Томаса Крауна»

О втором тоже нужно сказать особо, потому что он достался Леграну за песню The Windmills of Your Mind (к фильму «Афера Томаса Крауна») — вы, конечно, слышали эту мелодию на разных языках, в разное время и на разных носителях, в том числе из утюга. И это тот случай, когда мелодия всего за несколько раз оставляет в памяти неизгладимый след. Легран был большой мастер по этой части: в каком бы стиле он не писал, это почти всегда были «хиты», не зря же его так любили режиссеры — и французские, и голливудские.

И в кино Легран тоже начал работать рано (фильм «Влюбленные из Тахо», 1955), и писал для совсем разных режиссеров — от бунтарей «новой волны» (начиная с Годара) до романтика Жака Деми («Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора»…) и совсем в разных жанрах: поп, джаз, латиноамериканские мотивы, цыганская музыка, французский шансон, конечно.

«Я люблю музыку до безумия. И я люблю жизнь, благодаря музыке», — сказал он в одном из последних интервью.

Он жил ярко, легко и свободно (в компании с очередной любимой женщиной, «любовью детства»). На апрель 2019-го у него были запланированы концерты в Париже.

Говорил:

«Я верю в розовый цвет. Верю в то, что смех — это лучший способ сжигать калории. Верю в поцелуи, много поцелуев. Верю в то, что надо быть сильным, когда кажется, что все плохо. Верю в то, что веселые девушки — самые красивые. Верю в то, что завтра будет другой день и верю в чудеса».

Он вдохновенно создал все свои чудеса. И многие наши — тоже. Слушайте.

Мишель Легран в 1964-м году

 

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera