КолонкаПолитика

Пропаганда онемела

Внешние враги разобраны, а внутреннего оказалось сложно найти

Этот материал вышел в номере № 12 от 4 февраля 2019
Читать
Петр Саруханов / «Новая газета»
Петр Саруханов / «Новая газета»

В течение пяти лет российские власти занимались тщательной селекцией мутантов. Задача этих искусственных существ заключалась в том, чтобы врать, отвлекать людей от собственных проблем и разжигать ненависть. В отличие от пропагандистов предыдущих десятилетий у новой пропаганды не было пауз, сомнений или интеллектуальных амбиций. Соловьев, Киселев, Шейнин и Норкин ежедневно учили миллионы своих зрителей наслаждаться превосходством над другими людьми и дисциплинированно колебались по темникам. В какой-то момент начало казаться, что они преуспели и что россияне готовы бесконечно потреблять истории про смешных и жалких жителей Украины или маргиналов внутри страны.

Знак опроса

Социологи вдруг начали публиковать неудобные для власти цифры

Но сегодня социологические опросы, включая проведенные по запросу государства ВЦИОМ или ФОМ, фиксируют масштабные изменения в настроениях граждан. Рейтинги доверия всех без исключения институтов власти падают, а тревожность и пессимизм в отношении будущего растут. В России наступает время внутренних проблем. Сериал под названием «Чем мы лучше Украины» не получается продлить на шестой сезон.

Мутанты при этом остались на своих местах, все еще имеют доступ к аудитории и потеряли любые навыки, кроме тех, которые требовались от них в новейшую эпоху ненависти.

Сейчас через YouTube можно посмотреть, как они тасуют на своих шоу одни и те же лица и сюжеты и пытаются продлить свое существование. Но старые ходы не работают, истории о том, как наши ракетонесущие крейсеры спасают мир, волнуют людей куда меньше, чем бедность и неравенство, падение доходов и коррупция или просто мусорные свалки. Говорить о таких реальных вещах российское телевидение разучилось.

Пропаганде больше нечего сказать: внешние враги перебраны и каталогизированы, этот ресурс для ненависти исчерпан. Найти нового внутреннего непросто — граждане все больше обращают внимание на качество гос­управления и его последствия. Всерьез натравить пропаганду на чиновников — решение, которое будто бы напрашивается, — значит спровоцировать конфликт внутри элит, итоги которого никто не предскажет.

Перехват хамства

Пропаганда начала использовать ненависть россиян к чиновникам

Интересный случай произошел с шейнинским шедевром «Время покажет» в самом начале февраля. Леонида Гозмана по инерции зовут на такие пропагандистские передачи, хотя его роль в них становится все менее ясной. Зачем его звали изначально, всем известно: показать свободу слова в лице одного либерала и еврея, над которым можно иронизировать всей студией.

Но труп пропаганды, похоже, уже проплывает мимо Гозмана.

На всю страну он рассказал о преступлении, совершенном в отношении активистки «Открытой России» Анастасии Шевченко, дочь которой скончалась в больнице, в то время как саму Шевченко отправили под домашний арест за репосты в социальных сетях.

Личное дело следователя Толмачева

У находящейся под домашним арестом активистки «Открытой России» Анастасии Шевченко в больнице умерла дочь

Все, что смогла ответить Гозману отборная публика в зале, свелось к утверждению о том, что он провокатор. Это важный момент: когда государство руками своих следователей и судей совершает заведомо аморальный поступок, это больше нельзя объяснить ни ссылкой на украинский кризис, ни гипотезой о том, что во всем виноваты Запад и американцы. Когда государство некомпетентно, цель пропаганды состоит в том, чтобы любой ценой не замечать этого. А тот, кто посмел заметить, нарушает правила игры и провоцирует народ делать то же самое.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow