СюжетыКультура

Кто такой «Оскар»?

Как скандалы на гендерной и расовой почве в обществе влияют на состав номинантов самой престижной кинематографической премии

Этот материал вышел в номере № 22 от 27 февраля 2019
Читать
24 февраля десятки миллионов людей во всем мире будут смотреть 91-ю церемонию вручения наград премии «Оскар». Ежегодная интрига не только в том, какие фильмы попадут в шорт-лист, но и насколько толерантным окажется выбор оскаровского жюри. В чем только ни обвиняли киноакадемиков, выбирающих номинантов и победителей премии: расизме, сексизме, эйджизме (дискриминация по возрасту). «Оскар» уже давно перестал быть просто самой престижной наградой за заслуги в области кинематографа, теперь это и показатель уровня дискриминации в обществе. Стали ли профессии киноиндустрии доступнее для женщин и представителей расовых меньшинств за 90 лет? Дата-отдел «Новой газеты» изучил, как менялся состав номинантов на «Оскар» с 1929 года.

В джазе только …девушки?

Последние несколько лет актрисы Голливуда перестали молчать о дискриминации и домогательствах в индустрии: сексуальная эксплуатация, зарплаты на одинаковых позициях в разы ниже, чем у мужчин, «закрытость» традиционно «мужских» профессий для женщин. Аналогичные обвинения в гендерной предвзятости выдвигались и в сторону премии Американской академии кинематографических искусств и наук. Под напором общественного давления «Оскар» стал понемногу менять свою политику в отношении женщин. По нашим подсчетам, за всю историю премии 2019 год стал рекордным по количеству номинированных женщин — 32 процента от всех номинантов (в расчет не брались номинации, где отмечали только лучшие женские или мужские роли всех планов). Но даже этот рекордный показатель не сильно улучшил общую картину: всего 12 процентов — женщины, женщин-победительниц только 10 процентов.

Если смотреть на каждую номинацию «Оскара» по отдельности, то и тут очевиден гендерный дисбаланс: он затрагивает практически каждую категорию премии.

Лишь в одной номинации за все время вручения «Оскара» номинированных женщин и женщин победительниц было больше (около 60 процентов), чем мужчин, — это «Лучшие костюмы». В этой категории до 1993 года мужчины и женщины боролись на равных, а с 1994 года женщины стали полностью доминировать. После костюмов более открытой для женщин номинацией можно назвать «Лучшие прически и грим» — там чуть больше 30 процентов номинанток и победительниц. Когда статуэтка в этой категории вручалась в 1982 году впервые, среди номинантов были только мужчины.

Все остальные номинации «Оскара» были и остаются «мужскими» — в среднем доля женщин там не превышает и 10 процентов. Самые закрытые номинации (женщин не больше 1,5 процента) — все касающиеся звука (кроме «Лучшей песни»), «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая операторская работа».

Изображение

Должно было пройти 48 лет с момента основания премии, прежде чем киноакадемики включили картину, снятую женщиной, в категорию «Лучшая режиссерская работа». Это был фильм Лины Вертмюллер «Паскуалино «Семь красоток», номинированный в 1977 году. А первую победу женщине удалось одержать только в 2010 году: статуэтку получила Кэтрин Бигелоу, снявшая фильм о войне в Ираке «Повелитель бури».

Первую и пока что единственную номинацию за «Лучшую операторскую работу» получила в прошлом году американка Рейчел Моррисон за работу над фильмом «Ферма «Мадбаунд».

90 лет «рабства»

В 2016 году вокруг «Оскара» разразился крупный скандал: второй год подряд среди актеров не оказалось ни одного чернокожего номинанта. В соцсетях активно распространялся хэштег#OscarsSoWhite. При этом, по нашим подсчетам, за все время существования награды 37 лет афроамериканцы вообще не получали никаких номинаций. Только 2 процента от количества номинантов на «Оскар» за 90 лет были чернокожими.

Изображение

До 1973 года номинации на «Оскар» получали один или максимум два афроамериканца, и то далеко не каждый год (до 40-го года не было вообще ни одной номинации). Это были либо актерские позиции, либо «Лучшая песня». Конечно, главной проблемой для чернокожего населения США во времена законов о расовой сегрегации была не недоступность «Оскара».

Афроамериканцам нельзя было учиться вместе с белыми, ездить рядом в транспорте и даже пользоваться одними туалетами, — и это далеко не полный перечень всех запретов.

Законодательно сегрегация была отменена в 1964 году, но и в 70-х годах в Америке чернокожее население продолжало активно протестовать против дискриминации.

Ёмкости с водой для чернокожих и белых в Оклахоме. Фотография Рассела Ли (1939 год). Wikipedia
Ёмкости с водой для чернокожих и белых в Оклахоме. Фотография Рассела Ли (1939 год). Wikipedia

Возможно, именно благодаря протестам в 1973 году произошел небольшой всплеск по количеству чернокожих номинантов «Оскара» — 4 человека. Впервые к актерским и музыкальным номинациям добавился номинант на «Лучший сценарий». Это был рекорд за 44 года существования премии. И стоило бы ожидать дальнейший рост, ведь борьба за права не проходила бесследно, все больше профессий становились доступными для афроамериканцев. Но уже в 1974-м все номинанты опять оказались белыми, в 1975-м в их ряды попала одна чернокожая актриса, и потом — целых 3 года кристально «белого Оскара».

Вплоть до 90-х годов почти все номинации среди чернокожих оставались актерскими или связанными с музыкальным и звуковым оформлением фильмов.

Протесты против расизма в Америке продолжились и в ХХI веке. Демонстрации и беспорядки проходили ежегодно с 2013 года. Поводами становились убийства полицейскими афроамериканцев во время арестов.

Участники движения в защиту прав и свобод афроамериканского населения Америки «Черные жизни имеют значение» в 2018 году. Фото: EPA
Участники движения в защиту прав и свобод афроамериканского населения Америки «Черные жизни имеют значение» в 2018 году. Фото: EPA

«Оскар» показательно становился более толерантным. С 2012 года практически в каждом шорт-листе номинации «Лучший фильм» (исключение — 2016 год) оказывался хотя бы один фильм о проблемах чернокожих. На «Оскаре» отметились фильмы и о рабстве в ХIХ веке («Джанго освобожденный», «12 лет рабства»), и о сегрегации в ХХ («Прислуга», «Скрытые фигуры»). Проблемы расизма в нынешние дни были показаны как через драму гомосексуальных отношений («Лунный свет»), так и в сюрреалистическом триллере («Прочь»). В 2019 году на «Оскар» выдвинуты три фильма, где главные роли играют чернокожие актеры или затронута тема расизма: «Черная пантера», «Зеленая книга» и «Черный клановец».

Кадр из фильма «12 лет рабства» (лучший фильм 2014 года по версии «Оскара»). Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «12 лет рабства» (лучший фильм 2014 года по версии «Оскара»). Kinopoisk.ru

Несмотря на то что «Оскар» в угоду публике, обвиняющей академию в расизме, номинирует все больше картин о расовой дискриминации, количество чернокожих номинантов только в 2017 и 2018 годах впервые превысило 10 человек. Половина из них — это актеры тех самых фильмов о проблемах чернокожего населения Америки.

Молодым тут не место или все-таки старикам?

Пока юных актеров, номинирующихся на лучшие роли, становится больше, другие профессионалы киноиндустрии, отмечаемые академией, «стареют». Возможно, это объясняется тем, что в некоторых сферах молодым людям сложно пробиться и «подвинуть» авторитеты. Какова вероятность, что музыку к высокобюджетному фильму дадут писать молодому композитору, а не, например, 87-летнему Джону Уильямсу («Звездные войны», «Гарри Поттер»), который с 1968 года номинируется практически на каждый «Оскар»?

В 30-х годах ХХ века, когда кинематограф только набирал популярность, получить престижную награду молодым профессионалам было проще. Мы выяснили это, посчитав медиану возраста (все значения выписываются в порядке возрастания или убывания, нужное число находится ровно в центре). Получилось, что медиана за все время существования «Оскара» выросла на 18 лет: в 1929 году «среднему» номинанту было 36, а в 2019-м — 54.

Изображение

Что касается актерских номинаций, то тут «Оскар» критикуют за дискриминацию людей старшего возраста. В фильмах, которые попадают в шорт-листы, мало героев старше 60 лет.

А самый высокий средний возраст актрис и актеров находится в пределах 50–56 лет.

С этой точки зрения драматичной получилась церемония «Оскара» в 2013 году. Статуэтку за «Лучшую женскую роль» забрала 22-летняя Дженнифер Лоуренс («Мой парень — псих»). А для 86-летней Эмманюэль Рива, сыгравшей в фильме Михаэля Ханеке «Любовь», эта номинация стала первой и последней.

Кадр из фильма «Любовь» Михаэля Ханеке. Kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Любовь» Михаэля Ханеке. Kinopoisk.ru

На фронте киноакадемии без перемен

Расовая, гендерная и возрастная ситуация на премии «Оскар» не кажется такой удивительной, если посмотреть на людей, которые принимают решения.

В состав Американской академии кинематографических искусств и наук, принимающей решения, входят 8 тысяч профессионалов киноиндустрии со всего мира, но большинство остается за американцами. В 2012 году The Los Angeles Times выяснила, что 94 процента академиков — белые, 77 — мужчины, и 54 — старше 60 лет. В ответ на негодование общества академия пообещала разнообразить состав. Но за четыре последующих года значительных изменений не произошло. К 2016 году количество женщин в «оскаровском» жюри стало больше только на один процент, а чернокожих — на три.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow