Сюжеты

«Наводи на город Вашингтон!»

В Исаакиевском соборе 23 февраля спели про ядерный удар по Америке. Дирекция разводит руками, критикам советуют «вызвать врача»

Концертный хор Санкт-Петербурга / Фото: vk.com

Общество

Сергей Сатановский«Новая в Петербурге»

13
 

23 февраля, по случаю Дня защитника Отечества, в Исаакиевском соборе состоялся концерт. Выступал Концертный хор Санкт-Петербурга (бывший Камерный хор Смольного собора) под руководством заслуженного артиста России Владимира Беглецова. Уже под занавес, на бис, под сводами храма прозвучала странная песня про «подводную лодочку с атомным моторчиком». Публика культурной столицы одарила хор аплодисментами и цветами.

Спустя несколько дней на странную концертную программу обратил внимание протодиакон Андрей Кураев. В своем блоге он назвал увиденное «путинизмом под сводами Исаакия». На видеозаписи концерта, опубликованной в сети, выступление хора открывает представитель администрации государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». «От лица дирекции музея-памятника я поздравляю всех присутствующих, — произносит он. — Особенно я поздравляю тех, кто имеет к этому непосредственное отношение. Потому что, что бы там ни говорили, родину защищать — это дело благородное. Сегодня у нас соответствующая программа».

В программках, которые раздали зрителям, не было заложено никакой бомбы: обычные для такого случая песни на стихи Твардовского, Есенина, Высоцкого и других. О самом Концертном хоре Санкт-Петербурга широкая публика узнала пару лет назад. Правда, тогда он работал под другим именем — Камерный хор Смольного собора. Когда город передал Смольный собор РПЦ, от хора избавились. Под руководством худрука Владимира Беглецова коллектив начал искать другие площадки, в частности и Исаакиевский собор.

Когда 23 февраля хор исполнил заявленную программу, зрители горячо благодарили солистов аплодисментами и криками «браво». После такого теплого приема просто уйти невозможно, и Беглецов занес дирижерскую палочку, чтобы начать заготовки для исполнения на бис. Первой затянули песню Александра Розенбаума «В Афганистане» про черный тюльпан. А дальше случилось, мягко говоря, неоднозначное. Под сводами собора грянуло:

На подводной лодочке с атомным моторчиком
Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн
Пересек Атлантику и зову наводчика:

«Наводи, — говорю, — Петров, на город Вашингтон

Стены Исаакиевского собора в XX веке многое повидали. Но вряд ли когда-то прежде здесь звучали куплеты о ядерной войне. На вопрос «Новой газеты», зачем это было нужно, директор музея Юрий Мудров объяснил, что «так называемой песенки» в официальной программе не было:

— Она не должна была прозвучать. Чем руководствовался художественный руководитель хора, я не знаю. Пока ответа нет. У нас цензуры нет, но репертуар нам обычно присылают на согласование, прежде чем печатать программку. Мог бы я такое согласовать? Конечно нет! Во-первых, у нас храм, во-вторых, выдающийся памятник архитектуры и искусства. Стилистика не совсем та. Эту песню мы попросили бы категорически не исполнять.

Композицию «На подводной лодочке, или О зарплате военнослужащих» в начале 80-х написал вологодский бард Андрей Козловский. Когда утром 26 февраля на музыканта обрушилась волна популярности, в сообществе «ВКонтакте», посвященном его творчеству, Козловский объяснил, что прогремевшая в соборе и в интернете песня — шуточная: 

«Если что, то в 1980 году я был студентом ЛТА им. Кирова, где исправно посещал военную кафедру, на которой половину курса учили быть штурманами военно-транспортной авиации, а другую превращали в командиров мотострелкового взвода. Иногда мы умудрялись в робах механиков с нерабочими автоматами прорваться строем к ближайшему чипку (пивному ларьку). Строй был, а строевой песни не было. Вот я и придумал. Практически перепел учебники по боевым дисциплинам, в которых в те времена был один вероятный противник. И Вовочка, и Петров — персонажи реальные, мои друзья. Песня — стеб. Ее в 83-м по Би-би-си крутанули. Вот, собственно, и все».

В разговоре с «Новой в Петербурге» Андрей Козловский признался, что воспринял ситуацию с юмором: 

— Ой, я хохотал. Я, по крайней мере, надеюсь, что это шутка. Тем, кто воспринимает это всерьез, советую вызвать врача. 
— Концертов теперь станет больше?
— Да ну, через два дня забудут. Хотя черт его знает. Если даже на пять человек больше придет на мой концерт, уже хорошо.
Андрей Козловский / Фото: volga.news

Удивился шумихе вокруг выступления и руководитель хора Владимир Беглецов. «Не можем не ответить мастерам политической аналитики», — озаглавил он пост на странице хора «ВКонтакте»:

«Не стоит всерьез вникать в рассуждения про путинские и антипутинские концерты. Это отвратительно само по себе. А для понимания того, что было на нашем концерте, достаточно знать две вещи. Во-первых, песни, которые мы поем, — это документы эпохи, среды, уникальные и вполне оригинальные. Разумеется, мы не переписываем тексты ради политкорректности или какой-то еще конъюнктуры.
Во-вторых, концерт в храме не обязывает петь только литургические произведения. Мы поздравили наших слушателей, мы показали им, что ценим их праздник, их прошлое, их труд. Что мы вместе с ними. И они были рады это услышать и прочувствовать.
Приходите на концерты, не занимайтесь политиканством!»

КСТАТИ

Исаакиевский собор стал источником общественно-политических новостей с начала 2017 года. Тогда прежний губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил, что передача музея РПЦ — «вопрос решенный». После многочисленных протестов горожан решение о статусе Исаакия забуксовало, а в декабре 2018-го утратило силу и соответствующее распоряжение Комитета имущественных отношений.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera