КолонкаОбщество

«Не вы ли заказчик?»

Адвокаты семьи Анны Политковской занимаются расследованием вместо тех, кто это должен делать

Этот материал вышел в номере № 30 от 20 марта 2019
Читать

9 июня 2014 года Мосгорсуд огласил приговор убийцам Анны Политковской. Был пойман и осужден киллер Руслан Махмудов, на скамье подсудимых оказались организаторы преступления: Лом-Али Гайтукаев и Сергей Хаджикурбанов. Еще один — главный — организатор Дмитрий Павлюченков (подполковник секретного подразделения ГУВД Москвы, которое занимается наружным наблюдением) был осужден особым порядком, поскольку пошел на сделку со следствием, обещав назвать заказчика. Не назвал. Вернее, что-то говорил о Березовском, однако даже Следственный комитет эту версию, которая почему-то возникла сразу после убийства обозревателя «Новой газеты», публично опроверг. Однако сделку расторгать не стали.

О заказчике на суде не вспоминали — вернее, делали все возможное, чтобы адвокаты детей Политковской эту тему особо не затрагивали.

Дело о заказчике выделено в отдельное производство. В чем заключается это производство, кто им занимается — ни потерпевшим, ни их адвокатам, ни «Новой газете» долгое время было не известно. Лишь недавно пришла бумага, согласно которой срок следствия по делу продлен. Под документом стояла подпись: старший следователь по особо важным делам ГСУ (Главного следственного управления) СК РФ Солонкин С.А.

Свидетели оказались преступниками, а заказчик не установлен

Европейский суд: расследование убийства Анны Политковской было неэффективным

Тем временем при не до конца выясненных обстоятельствах в колонии умер организатор убийства Гайтукаев, знавший много, но ничего следствию не сказавший, а другого организатора — Павлюченкова — в апреле ждет суд, который должен решить вопрос о его условно-досрочном освобождении. Впрочем, УДО объясняют тяжелой болезнью, и не в правилах «Новой» оспаривать вердикты врачей. Однако представляется, что и сделка со следствием, и нахождение Павлюченкова все время заключения в тюремной больнице связаны с тем, что он говорил на допросах именно то, что от него хотели услышать. А именно: нет в убийстве Анны Политковской никакого «чеченского следа», во всем виноват «демон российской политики» Борис Березовский.

Это было актуально: именно на эту версию сразу после убийства намекал генеральный прокурор Юрий Чайка, в том же духе высказывался и президент Путин.

Из показаний Дмитрия Павлюченкова на предварительном следствии
«После моего согласия Гайтукаев ухмыльнулся, повернулся к парню, который сидел за рулем, по-моему, что-то сказал ему на непонятном мне языке, а затем по-русски сказал мне: «Теперь ты с нами в одних санях, и если попробуешь съехать, то ты попадешь к своему Богу раньше, чем эта журналюга, потому что Закаев и Березовский не простые люди, фуфло предлагать не будут, а тебя раздавят как муху».

Допрос Павлюченкова проводился в сентябре 2011 года. Однако с тех пор Следственный комитет не сделал ничего, чтобы опросить Закаева, который вроде бы, согласно показаниям Павлюченкова, должен быть в курсе событий.

Вообще-то ни адвокаты семьи Анны Политковской, ни «Новая газета» никогда серьезно не относились к этим предположениям, однако задавались вопросом:

если версия причастности к убийству Березовского до сих пор одна из основных, то почему никто даже не пытается опросить свидетелей и, возможно, подозреваемых?

Ответ тут может быть только один: дело об убийстве Анны Политковской списали в пыльный архив, как и множество других «неудобных дел», чей след усердно затоптан в Чечне, как то: убийство Пола Хлебникова (главного редактора русского «Форбс»), расстрел политика Бориса Немцова, убийство бывшего вице-премьера Чечни Яна Сергунина, уничтожение клана Ямадаевых…

Для того чтобы заставить следствие хоть как-то двигаться, адвокат Веры и Ильи Политковских — Анна Ставицкая — выполнила работу СК и опросила г-на Закаева в месте его проживания (город Лондон) на предмет: не вы ли заказчик? Адвокатский опрос свидетеля на прошлой неделе направлен в Следственный комитет, чтобы, во-первых, его приобщили к материалам дела, а во-вторых, совершили вполне доступные телодвижения (в рамках договора о правовой помощи с Великобританией) для допроса Закаева — надо же проверить показания организатора убийства Дмитрия Павлюченкова.

Адвокатский опрос к делу не приобщить не могут. Но могут ничего не делать дальше. Какой вариант выберет следствие? Ответ позволит окончательно понять: ищут ли заказчика убийства журналиста Анны Политковской, или только притворяются.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow