СюжетыОбщество

«Мы хотим одного — свободы»

Что волнует подростков в Москве и Петербурге? Одно и то же

Этот материал вышел в номере № 31 от 22 марта 2019
Читать
«Мы хотим одного — свободы»
PhotoXPress
О чем чаще всего говорят подростки? Однажды каждый в редакции «Параллелей» записал темы, которые обсуждались в этом году в его окружении, а затем их сравнили. Оказалось, у всех примерно одно и то же. Мы спросили нашего петербургского корреспондента, о чем говорят в Питере — и там то же самое.

Что обсуждают питерцы

Большинство событий, происходящих в мире, подростки обсуждают в соцсетях. Сейчас все чаще затрагиваются темы цензуры и контроля, старшеклассники начинают интересоваться политикой, борются за свои права, иногда участвуют в митингах. По этой причине в соцсетях долго обсуждалось введение уголовной ответственности за репосты. Случаи, когда человеку выдвигали обвинение из-за сохраненной картинки, тоже вызывали резонанс.

Подростков сложно контролировать, ограничивать их свободу слова. В интернете продолжают критиковать власть и реформы, требовать изменений. Помимо политики обсуждаются — ​борьба женщин за свои права, феминизм, а также отношение к телу: бодипозитив, фэтшейминг (принижение человека из-за его веса). Сторонники бодипозитива помогают девушкам и парням принять свое тело таким, какое оно есть, выступают против романтизации анорексии и булимии*. С одной стороны, уничтожается множество стереотипов. С другой — ​рождаются новые: многим это кажется оправданием того, чтобы не следить за собой, хотя бодипозитив на самом деле и не транслирует подобные мысли.

Анастасия Удачина, 15 лет

Что обсуждают москвичи

Главная тема для обсуждения — ​это свобода. Свобода быть собой, верить, во что захочу, делать со своим телом, что сочтешь нужным, выбирать свою профессию, путь, образ жизни, одежду. Отсюда еще и вопрос самоопределения: кто я, какой я, во что верю, кого люблю, что люблю, что считаю для себя важным. А дальше — ​вопросы равенства: все имеют право быть собой, никого нельзя унижать. Поэтому в разговорах часто возникает тема недопустимости унижения по врожденным признакам: ксенофобии и расизма, гомофобии, харассмента, буллинга, фэтшейминга.

Вопросы нематериальные — ​политика, религия, общественная мысль — ​волнуют не меньше, чем вопросы телесные: здоровый образ жизни, допустимость или недопустимость курения, наркотиков, алкоголя. Часто обсуждается психическое здоровье. Нередко возникают разговоры об отношениях (в том числе — ​абьюзивных** и токсичных; свободы выбора партнеров, иметь или не иметь детей; популярна тема чайлдфри***).

Разговоры о музыке все чаще переходят в разговоры о политике (в связи с запретами рэп-концертов). Разговоры о рэпе — ​в обсуждение мата. Разговоры о мате — ​в обсуждение слов, которые мы не любим. Обо всем этом читайте в этом номере «Параллелей» и в нашей сетевой версии vk.com/publicparallels.

Редколлегия «Параллелей»

примечания
 
*булимия —приступы переедания и озабоченность тем, чтобы съеденное не повлияло на фигуру; **абьюз —насилие для подчинения и подавления воли; ***чайлдфри —люди, принципиально не имеющие детей
PhotoXPress
PhotoXPress

«Мы хотим одного — свободы»

Манифест 

Я часто встречаю в интернете вопросы: «Почему нынешняя молодежь предпочитает вкладываться во впечатления, а не в традиционные цели: квартира — ​машина — ​мировая слава?» Да, это так. И я считаю, что основной мотив здесь — ​стремление к свободе.

Это стремление во многом определяет современные умонастроения. Людям всегда была важна свобода, но сейчас она задает тон всему.

Мы свободны в том, как нам одеваться и в целом выглядеть, — ​и рождается современная мода и отношение к ней, бодипозитив, татуировки и пирсинг, подчеркнуто небрежные стили или, наоборот, тщательно продуманные луки*.

Мы свободны в выборе места работы — ​и появляются блогеры, фрилансеры, владельцы маленьких хэндмейд-магазинов, хикки** — ​словом, все те, кто получает деньги на жизнь не от традиционной работы в корпорации или фирме.

Мы свободны в чувствах и их выражениях — ​и мы признаем свои расстройства, не стесняемся ходить к психотерапевтам, любим, не опираясь на традиционную парадигму «один перспективный партнер противоположного пола», и ценим искренность.

Мы свободны в своих ценностях — ​и в одном пространстве уживаются монархисты и демократы, националисты и мультикультуралисты.

Мы свободны в выборе социальной группы и стиле жизни — ​и появляются разные субкультуры и группы.

Конечно, все индивидуально. Убеждения человека зависят от его окружения и могут иметь разную окраску: от крайнего национализма вперемешку с православием до современных вариаций нигилизма. Часто человек и сам не обращает внимания на свое стремление к свободе. Но если попробовать оспорить это его право хоть в чем-то, то услышите: я могу делать и думать все что захочу.

Это стремление не всегда рационально, но оно объяснимо. Поколение нулевых — ​поколение интернета. А в нем, когда формировались основные принципы взаимодействия между людьми, тон задавало поколение 80–90-х — ​те, кто на себе ощутил появившуюся возможность быть кем угодно и думать что угодно. Они успели застать условную демократию, которая в девяностые была максимально приближена к своей идее по сравнению со всем предыдущим и настоящим опытом, в общественном — ​отсутствие навязанных общих идеалов.

Часто говорят, что эта неопределенность сформировала поколения, которые не знают, чего хотят, не имеют идеалов и отрицают опыт прошлых лет. Нет, мы осмысляем опыт прошлого и соотносим его с нынешними реалиями. Но выбор позиции и жизненного пути остается за отдельным человеком и его личными приоритетами. Потому и создается впечатление разрозненного и ничем не объединенного общества. На самом деле все объединены — ​идеей свободы.

Мария Балакшина, 1-й курс

примечания
 
*лук — облик, образ, внешний вид; **хикки — от «хикикомори» — замкнутый человек, предпочитающий сидеть дома за компьютером
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow