×
Репортажи

Фейкогромы

Кто и зачем публикует устрашающие сводки мигрантских погромов в Якутске, и были ли они на самом деле: репортаж

Фото: Вадим Скрябин / ТАСС

Этот материал вышел в № 32 от 25 марта 2019
ЧитатьЧитать номер
Общество

Алексей ТарасовОбозреватель

4
 

Реальный Якутск сейчас не похож на свое отражение во внешнем мире. Пятница после обеда и день субботы: как и во всех городах по всему миру (за исключением истово религиозных) — здоровое оживление на центральных улицах, полно молодежи, компаний, никакой агрессии. Полиции не видно, хотя личный состав МВД Якутска переведен на усиленный режим несения службы. «Бобики» у аэропорта, еще кое-где у конечных остановок автобусов, недалеко от мечети. Разумеется, где-то за фасадами есть и невидимые миру слезы, но все же я в явно другом Якутске. Не в том, о котором последние дни только скорбные или устрашающие сводки.

Петр Саруханов / «Новая газета»

21 марта продолжали сообщать о погромах в Якутске, затем появилась новость, что 2–3 тысячи молодых людей, преимущественно спортсмены, съезжаются из улусов на новый стихийный митинг против мигрантов. На самом деле в Якутске 21 марта происходило как раз обратное: за несколько часов до этой новости выходцы из Средней Азии вернулись в торговые лавки (три дня закрытые из-за угрозы погромов, которых не случилось), и жизнь вошла в свою колею. На проспекте Ленина на ларьке «Овощи/фрукты» висит уверенная красная растяжка — «Мы открылись». Водители городских маршруток вышли на работу еще раньше, поскольку четверть автобусов прекращала перевозку пассажиров только на один день. Таксисты же и чернорабочие работу и не прерывали.

Например, на сайте «Царьград ТВ» не только сделали новость про «спортсменов», собирающихся на второй митинг против мигрантов в Якутске, но и проиллюстрировали ее фотографией траурного сбора в Питтсбурге в октябре 2018 года, где преступник расстрелял прихожан синагоги. Фото: Jim Lokay / FOX5 / Twitter
Магазины фруктов и овощей в Якутске работают, торговцы — выходцы из Средней Азии — не боятся. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

22 марта, в пятницу, в Якутск прилетел дальневосточный полпред Трутнев, а Киргизия официально попросила Россию защитить соотечественников на встрече спикера Жогорку Кенеша (парламента) Джумабекова с российским послом в Бишкеке Удовиченко. И тогда же, дождавшись глубокого пятничного вечера, откровенного и красноречивого времени барагоза (это словечко, синоним «движухи», тут в ходу у всех — и автохтонов, и мигрантов), отправляюсь наблюдать подноготную Якутска. В «рейд» по злачным местам и обычной круглосуточной работе мигрантов. За рулем молодой молчаливый боксер Кайрат, «вергилием» — глава киргизской диаспоры в Якутии Данияр Байгутуев.

Данияр Байгутуев, глава киргизской диаспоры в Якутии. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

В такие же рейды (только без кавычек — не наблюдать, а активно вмешиваться в жизнь и исправлять ее) уже несколько лет ходит самое загадочное и закрытое для неякутского мира общественное движение «Ус тумсуу». Или, как еще тут его называют, «центр гражданско-патриотического воспитания молодежи Якутии». Вместе с гражданственностью «Ус тумсуу» продвигает древние национальные обряды и «традиционную религию» якутов. Телефонные разговоры с активистами и предложение встретиться пока безрезультатны.

Многие горожане считают, что в нынешнем антимиграционном всплеске «Ус тумсуу» сыграло важнейшую роль. Это двигатель его.

И это самодеятельность, творчество масс. Но в рейды — «антиалкогольные походы» — массы ходят с полицией, с представителями управления молодежи и семейной политики. Вот аудиоотчет из соцсетей о новогоднем рейде по клубам:

«Рейд прошел хорошо. Нас было 25 человек. Как увидели нас, приезжие разбежались. Мы подошли к якутским девушкам и сказали им, чтобы они не водились с мигрантами, а возвращались к своим — якутам.
Одному приезжему я говорю: «Вы себя ведете вызывающе, на самом деле вы в гостях, а хозяин это я». Он стоит понурый, как ребенок, которого отругали. Конечно, они боятся, нас 25. А если мы нагрянем в количестве 50? Так они, наверное, все так и полягут».

Это абсолютно один и тот же почерк с теми видео последних якутских событий, где «хозяева» заходят в магазины и требуют, чтобы продавцы им показывали паспорта. Что-то там разглядывают. Или прямо советуют собирать манатки.

Ледоход на Лене, Якутск. Фото:  Антон Новодережкин / ТАСС

Никаких параллелей, но

феномен «организованной спортивности» — непременно патриотической и показательно православной — хорошо знаком и по русским краям и областям, особенно начиная с девяностых.

А спортом тут занимаются многие. Дарман Кутубеков выиграл Чемпионат мира по боксу среди студентов (56 кг) в 2014 году. Это якутский спортсмен. И — киргиз. Переехал сюда с родителями в 10 лет. Считает Якутию второй родиной.

В больших городах запрет на ночную продажу спиртного резко сократил круглосуточные магазины. В Якутске спиртное продают и вовсе только с двух до восьми и в строго ограниченном числе магазинов, однако торговля «24 часа 7 дней» процветает.

Продуктовый магазин «Колобок». Торговец — киргиз. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

На неглавных улицах асфальт сменяется на «белый асфальт» (так здесь называют снежный накат). Мимо дорогих кварталов и новостроек — в Рабочий городок. Те же, что и по всей России, унылые хрущобы, только на сваях. Магазин «Колобок». Продают киргизы. Готовая порционная еда под пленкой — тоже от киргизов. Кассир, молодой парень, никакого акцента:

«Вроде все нормально. Лично я работал в тот день, когда все началось. Нет, не закрывались. Ну, мелкие эпизоды всегда случаются. Кто-то хочет самоутвердиться в компании и при друзьях что-то тебе говорит… Но это мелочи. Нет ничего такого, что про Якутск рассказывают повсюду, даже в Кыргызстане, мол, как нас тут громят и на улицах ловят. Нет этого».

«Колобок», насколько я разобрался, не под вневедомственной охраной. Случись что — и киргизов от «наезда» должен будет защитить щуплый мужчина в возрасте с бейджиком «Коля». Он вроде охранника и тоже киргиз.

«Гурман» — другой продуктовый, побольше, и у продавца на бейджике имя настоящее — Жетиген. «Это по-нашему — созвездие Большой Медведицы. Я год как приехал. Все хорошо. Вот работаю в ночь. Да, наезжали на меня. Просто ответил, сказал, как есть». Как и тогда, на выручку Жетигену снова приходит Максим — кассир, тоже приезжий, но русский из Краснодарского края:

«Они мне: ты зачем с ним, с киргизом работаешь? Говорю: и он, и я на хлеб себе зарабатываем. Ушли».

Колесим дальше. Везде одно и то же, у всех были «эпизоды», но — «терпимо». Нигде погромов не было, все недоумевают, откуда и зачем лавина фейков, для чего рассылают видео трехгодичной давности драк, выдавая за сиюминутное…

На площади Якутска. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Тьму рассеивает помпезный высвеченный дворец «Белые ночи». Через дорогу ТК «Столичный». «Это все китайское. Самые шикарные рестораны и торговый комплекс. Денег у них много, и народ работящий. За порядком смотрит Софья — большой вес имеет и авторитет. Хорошая женщина такая…»

По рассказам местных, на Столичном рынке, конечно, в основном китайцы, но вообще там интернационал. И тут вся их параллельная инфраструктура: парикмахерские, сауны с призывными огнями и т.д.

Рядом со Столичным — целый квартал киргизского бизнеса. Здесь площади ими арендуются или у них в собственности (как, например, большой трехэтажный каменный торговый дом «Ридо»). Проходим все — никаких внешних признаков погрома. Даже ни одной обидной надписи. Днем в центре Якутска видел замалеванные надписи на киосках с шаурмой и фруктами — ну так кто теперь скажет, что и когда написали.

На перекрестке параллельно тормозит такси. Переглядываемся с водилой: это таджик. Везет якутов. Пятничный вечер перетекает в ночь. Мимо строительного рынка (единственного, монополиста, и здесь тоже пашут киргизы) — к кафе «Восточная звезда». Это уже вотчина узбекской семьи (но они из Киргизии). Данияр: «Землю купил сам (хозяин), построил сам вот эту громаду, там масса залов, и круглосуточно сам работает». Встречает, действительно, хозяин.

Понимаю, что в любом случае прямых ответов от него не получить — из-за бизнес-интересов. Хорошо что говорим с его 21-летним сыном Тимуром, он мне показался откровенным парнем. Второе поколение мигрантов: он здесь с трех лет, здесь окончил школу.

Тимур, сын хозяина кафе «Восточная звезда». Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
«Конфликтов не было. К нам никто не приходил. Мы спокойно работаем. Говорят, на Столичном рынке что-то разнесли и кого-то побили, но лично я не видел. В первый день, когда все началось, мы с утра начали работать. Но еще до обеда закрылись — из МВД нас предупредили, что всяко может быть. Лучше закройтесь. Три дня мы так работали: в восемь утра открывались, в двенадцать дня закрывались. С четверга снова начали работать круглосуточно.

Угрозы? Да, были. Вот тогда, в первый день. Лично я поднял трубку. Говорят: закрывайтесь, иначе мы вашу кафешку разнесем.

Я сразу позвонил знакомому, который имеет связь с полицией. Он посоветовал звонить «02» и зарегистрировать обращение, чтобы они были готовы прислать наряд».

Кафе большое, и посетители сначала рассчитываются за прилавком. Подходят русские — парочка, потом двое из Средней Азии, а потом заходят в кафе трое крепких молодых якутов. Встают в очередь. Заказывают, платят. Едят. Данияр перехватывает мой взгляд:

«И это в те самые минуты, когда мне в соцсетях и мессенджерах идут сотнями сочувственные, чуть не соболезнующие сообщения. Все — из-за пределов Якутии. А вы же видели — без очереди не полезли, агрессии — ни в одном жесте».

Тимур продолжает:

«Раньше как было? Якутск — многонациональный город, но национализм есть, чувствуется. Ездили мы на соревнования по дзюдо в другие города, по две недели, даже по месяцу жили — там такого не замечал. Даже ведь на улицу выходил.
А здесь такое было. Всегда. В школе не чувствовалось: все — дети, у меня много друзей якутов с тех времен, по всей стране разъехались, сейчас пишут, спрашивают, что у нас происходит. А вот в спортзале с первого же раза претензии, что я не русский. И это говорят мне якуты. Мы с ними ругались. Перешел в другой зал — там такого не было… Я здесь работаю в заведении. Люди с утра приходят и часто спрашивают: какой ты национальности? Зачем приехал? Уезжай, из-за вас у нас работы нет».

Это узбеки из Киргизии. Ошские события 1990-го и 2010-го (столкновения узбеков и киргизов) прокатились если не по их семьям и родам, то по знакомым. Но тут они, киргизские узбеки и киргизы, вместе. За угловым столиком заседают аксакалы. Один поднимается, подходит прощаться с моими спутниками. Выясняем, что прежде он работал во вневедомственной, в ГАИ, в полиции. Поехал забирать жену, она тоже в органах, сегодня допоздна — усиленный вариант несения службы.

Выходцы из Средней Азии работают в Якутии врачами, преподавателями в университете и т.д. Едем мимо Саха академического театра имени П.А. Ойунского. В 1986-м за спектакль «Желанный голубой берег мой…» театру дали Госпремию СССР. А это, между прочим, постановка по «Пегому псу, бегущему краем моря» великого киргиза Чингиза Айтматова.

Нам дальше — улицей Аммосова. Это якут, большевик, один из основателей государственности и Республики Саха (Якутия) и Кыргызской Республики. Такие сближения.

Пригород Якутска. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Если не о причинах якутской вспышки (это отдельно), а о спусковых крючках, триггерах — ничего нового. Механика волнений — одна на все времена, не меняется ничего. Вот смотрите, что в их завязке. Якутский следком изложил детали:

что случилось в якутске 17 марта
 

17 марта около 00.16 в районе домов 34/1–34/2 по улице Кузьмина водитель «Тойоты-Короллы» насильно усадил проходящую мимо женщину в автомашину, отъехал к гаражам на улице Севастопольской, где в салоне автомобиля совершил изнасилование.

Далее отвез ее в автомастерскую на улице Василия Манчаары. Там находились двое его знакомых. Завел ее внутрь, а сам уехал домой. Женщина дождалась, пока автомеханики уснут, сбежала и около четырех утра обратилась в органы. Потерпевшая сообщила, что похищение и изнасилование совершено одним человеком, и подтвердила свои показания в ходе опознания.

Задержаны и затем арестованы до 17 мая все трое. Насильнику предъявлен «букет» статей, двоим его приятелям — «незаконное лишение свободы, не связанное с похищением, совершенное группой лиц по предварительному сговору».

Теперь то, что писали интернет-издания и что разлетелось по соцсетям (и никакие законы о противодействии фейкам никому не помешали). Только один пример:

«Жительницу Якутска похитили с детской площадки и изнасиловали. Как сообщает СУ СК России по Республике Саха (Якутия), около 16.00 по местному времени неизвестные похитили женщину с детской площадки, расположенной по улице Кузьмина. Как рассказали очевидцы произошедшего, мужчина силой посадил женщину в автомобиль, после чего увез в неустановленном направлении. В полицию позднее обратилась и сама похищенная, которая рассказала, что трое похитителей изнасиловали ее».

То есть не в полночь, а посреди белого дня. Не проходящую мимо, а — «с детской площадки». И не один, а трое.

Крупные российские издания прямо так и пишут: «Мигранты из Киргизии похитили и изнасиловали местную жительницу». Почему не написать, что вся Киргизия приложилась?

Айсен Николаев, глава республики Якутия, обращается к собравшимся на народный сход землякам по поводу изнасилования местной жительницы. Фото: Вадим Скрябин / ТАСС

На следующий день на арене «Триумфа» к многотысячному собранию обращается Айсен Николаев, глава республики. Говорит по-якутски. Воспользуюсь переводом Sakhalife.ru (он кажется точным, если сверять смыслы послания с теми, что глава Якутии сам выложил на русском языке в соцсетях).

что сказал глава республики об инциденте
 

«Мы, якуты, гостеприимные, мы всегда гостей привечаем. А если кто-то не будет с нами считаться, тот будет против нас, станет нашим врагом. Такого рода инцидента не должно быть. Мы на своей земле. […] Поручил в ближайшее время всех мигрантов проверить. Тех, кто нарушает закон, депортировать, закрыть предприятия, нарушающие закон. Надеюсь, что вы поддержите. Они должны платить налоги, работать по закону и соблюдать порядок.

Во-вторых, мы, местные жители, иногда сами ошибаемся. Покупаем у них дешевые фрукты. Ездим на их такси. Почему не спрашиваем, есть ли у них регистрация, платят ли они налоги? Трудоустраиваем их, потому что им можно меньше платить. Мы должны сплотиться: городская, республиканская власти, местное население. Только тогда мы на своей земле будем хозяевами. Только тогда нас будут уважать. По-моему, это решаемый вопрос.

Мы, якуты, освоили эту огромную землю, бок о бок жили с русским народом. И дальше будем так жить. Но нами извне другие народы не должны командовать».

Сразу в соцсетях появляется со ссылками на ту же Sakhalife несколько другая цитата:

«Глава Якутии Айсен Николаев заявил, что якутам необходима сплоченность, чтобы стать хозяевами на своей земле, и они более не позволят русским командовать над собой. Заявление прозвучало 18 марта на многотысячном мероприятии против мигрантов в спорткомплексе «Триумф» в российском Якутске, сообщает SakhaLife».

Начинаешь искать, откуда ноги растут, — приходишь вот сюда, на Украину, к инфоагентству GuildHall.

Актуализация цитаты такая. Ведь, само собой, мало кому интересно, что там у якутов с киргизами, вот у якутов с русскими…

Можно продолжать. Про троих убитых, более 20 изувеченных. Это уже крупные российские интернет-издания писали —

Простите за бородатый анекдот: «Говорят, Рабинович выиграл «Волгу» в лотерею?» — «Все верно. За исключением нюансов: не Рабинович, а Иванов, не «Волгу», а сто рублей, не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл».

Завтра распространится еще один фейк: у обвиненного в насилии (23 года) были с этой женщиной (36 лет) отношения, они поссорились, и она пошла чуть ли не в полицию на него заявлять. Он догнал, хотел помириться. Об этом рассказывают уже многие, ссылаясь на соседей «пары». Увы. Источник, близкий к следствию, рассказал мне, что есть видео, на котором хорошо видно нападение: как зажимал рот и заталкивал в машину. Помимо того, есть признательные показания, и там ничего о его знакомстве с жертвой.

Якуты, собравшиеся на народный сход для встречи с главой республикий. Фото: Вадим Скрябин / ТАСС

Аксиомы — не теоремы, незачем их комментировать/аргументировать. Что толку повторять, что нет никаких стран и наций, есть только люди. Что не может быть коллективной ответственности. Пещерные рефлексы и ДНК, как правило, побеждают. И никакие проповеди христианства или просто гуманизма не помогают. Есть, конечно, и конкретные вопросы. Например, к чему усугублять это еще и враньем?

У нас и так не фонтан дружбы народов, зачем в него лить бензин?

Что ждет Якутию? Попросил крупнейшего специалиста по истории якутов позднего Средневековья и Нового времени, д.и.н. Андриана Борисова (главного научного сотрудника Института гумисследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН) сравнить последние события с волнениями в Якутске в марте-апреле 1986 года. К его выводам еще вернусь, пока несколько тезисов.

Андриан Борисов
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера (РАН)
«WhatsApp как торбозное радио»
 

— Какие возможности, коммуникации были тогда и сейчас? Мессенджер WhatsApp, получивший особую популярность в Якутии, все изменил. Это торбозное радио (торбоза — мягкие сапоги из оленьих шкур.А. Т.) У вас говорят: сорока на хвосте принесла, а у нас новости разносят в таких вот сапогах. Для многих это и рабочий инструмент. И много недостоверной информации распространяется.

[…] В 1986-м мы боялись слова «национализм», оно выглядело как готовая статья УК, теперь и в связи с демократизацией, и более глубоким смыслом этого термина, понимаем, что национализм был всегда. Его можно сравнить с морем. Пока штиль — всем хорошо, все говорят о «здоровом национализме», дальше шуток не идет. Когда же примешиваются социальные неурядицы, диспропорции, экономические проблемы, то море начинает штормить. И в советское время, и в 90-х мы создавали те же структуры, что работают на Западе. Я сам работал в отделе межнациональных отношений, созданном в институте в связке с властью: она заказывала нам исследования, рекомендации, анализ. Мониторили ситуацию. Так было по всей стране.

А потом, видимо, другие проблемы появились, отвлеклись. Но море-то никуда не делось. И не денется.

Якутск

P.S.

Штука в том, что Кремль в отличие от многотысячного народа, забившего под завязку якутскую арену «Триумф», заинтересован в иммигрантах. Вот как раз гражданам Кыргызской Республики в России 21 марта объявили миграционную амнистию. Ничего ж серьезного не случилось, погромы оказались фейковыми?

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera