РепортажиКультура

День театра отмечали в Мещанском суде

Судебное заседание состоялось на следующий день после празднования Дня театра. Софье Апфельбаум друзья подарили сирень

Этот материал вышел в номере № 34 от 29 марта 2019
Читать
День театра отмечали в Мещанском суде
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Обещанные свидетели обвинения вновь не появились. На прошлом заседании прокурор Олег Лавров сообщил, что их свидетель находится не в России; имя свидетеля он не назвал. Судя по всему, свидетель все еще до России не доехал. И поэтому судья Ирина Аккуратова продолжила выяснять у Кирилла Серебренникова и его коллег, какие именно запланированные мероприятия состоялись.

Рассказ Серебренникова — развернутый отчет о проделанной работе «к Дню театра».

Режиссер рассказывает о спектакле «Охота на Снарка»в марте, апреле и мае 2012 года. «Выразилось ли это в отчетах?» «Конечно, — отвечает Кирилл. — Даты зафиксированы во многих официальных бумагах. Шли «Метаморфозы»(выделено мной.Л.М.) — специально были поставлены новые части спектакля. Показывали их блоками в 2012-м, это было связано с приездом французских исполнителей. У этих спектаклей конструктивно сложные декорации, вся «Платформа» под них перестраивалась, монтировались специальные павильоны».

Про музыкально-хореографический спектакль «Диалоги»Кирилл рассказывает, что это был настоящий мультиплекс: театр, хореография, музыка. Показы шли 8 дней. Каждый день спектакль показывали несколько раз. И в каждом павильоне «Платформы» была своя программа.

Судья просит уточнить, сколько именно показов? Выясняется, что 12 за 4 дня.

Музыкальный перформанс под руководством Сергея Невского для людей с аутизмом и синдромом Дауна — показы в марте с дирижером из Швейцарии, музыкантами из Голландии и актерами «Седьмой студии».

Проект-лаборатория «Транскрипция»— показ и театрализованный мастер-класс.

«Восстание машин»— сложный концерт в исполнении Московского ансамбля современной музыки.

Затем был Концерт оркестра с дирижером Курентзисом. «Эти представления стали частью большого проекта «Диалоги», — уточняет Кирилл Серебренников, — они стали музыкальной основой спектаклей».

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Обилие событий на «Платформе» удивляет даже представителей Фемиды. Фестиваль дебютов и студенческих программ. Концерт и дискуссия «Новые левые», музыкальный перформанс «Вася и отморозки…», концерт Седьмой «12х12», музыкально-поэтические представления с участием западных музыкантов, вечер вокального театра «Внутренняя империя». Параллельно продолжались показы «Отморозков», «Истории солдата»…

Театр одного свидетеля

Допрос ключевого персонажа судебного спектакля по делу «Седьмой студии» показал ангажированность его постановщиков

Судья удивляется сумме затрат на спектакли, которые были поставлены раньше. Режиссер объясняет это тратами на гонорары — в спектакле «Отморозки» заняты 20 человек, и его показали 21 раз, плюс была развернута большая выставка.

Состоялись гастрольные спектакли в Красноярске, Челябинске, Ярославле. Мастер-классы (встречи с Юрием Любимовым, Кириллом Серебренниковым, представителями фестиваля в Штутгарте), с композиторами, переводчиками, кинопоказы, дискуссии про дисциплинарное образование, лекции Алексея Бартошевича, Марины Давыдовой.

Был проведен «Большой Медиафестиваль». Среди его многочисленных событий: перформативные показы, лазерное представление, пространственные видеоинсталляции, «Балет древесных теней», проект «Живая земля» со славянскими обрядами.

Какие-то мероприятия могли менять названия, какие-то превращались в новые события. Поэтому в отчетах, прежде всего в отчетах Масляевой, путаница в названиях.

«Она была редким гостем на наших показах», — говорит Кирилл Серебренников.

«…Когда пять месяцев просидела в СИЗО, начала вспоминать очень многое»

Нина Масляева начала давать показания на процессе «Седьмой студии»

«Какие средства были затрачены на каждое мероприятие?» Режиссер не может ответить, этим занимались продюсеры и бухгалтеры.

«Чем вы можете подтвердить состоявшиеся мероприятия?» — «Есть видеозаписи, ваша честь, они представлены на жестком диске».

Следом вызывается Алексей Малобродский. Ему задаются примерно те же вопросы.

Прежде чем ответить, он уточняет: «Прошу принять и учесть следующие обстоятельства: работал на «Платформе» только до августа 2012 года. К тому же занимался подготовкой мероприятий, а не формированием бюджета и сдачей отчетов. По данным деловой переписки из моего компьютера можно утверждать, что состоялись постановки и показы спектаклей «Охота на Снарка», «Метаморфозы». Он рассказывает о первых публичных показах «Сон в летнюю ночь».

Судья снова удивлена: зачем тратить деньги уже на поставленные спектакли?

Малобродский терпеливо объясняет:

«Вначале средства тратятся на подготовку и на создание спектакля. В дальнейшем спектакль — репертуарное мероприятие. Эти показы требуют материальных ресурсов.

Каждый раз нужно готовить пространство, оборудование, иногда привлеченное на стороне, монтировать декорации. Нужна заработная плата всех участников — от монтировщиков до артистов. Все это затраты».

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Подавляющее большинство спектаклей и мероприятий выполнено на средства «Седьмой студии». Судья Аккуратова постепенно начинает разбираться в механике театрального дела.

Затем суд перешел к мероприятиям «Седьмой студии» и «Платформы» в 2013-м. Спектакли, мастер-классы, «Рождественские концерты», «Вибрация Вселенной», «Фестиваль грузинской музыки»…

Список кажется неохватным. Невольно возникает сожаление: как жаль, что подобных мест силы современного искусства на театральной карте Москвы сегодня нет.

Сегодня востребованы не новые — проверенные временем старые песни о главном. Но кто заметил, не помню: как можно начать что-то новое, если все время продолжается и продолжается старое?!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow