КомментарийЭкономика

Правительство запуталось в демпферах

Нефтяники согласились продлить заморозку цен на бензин в обмен на дополнительные субсидии

Этот материал вышел в номере № 36 от 3 апреля 2019
Читать
В понедельник вступило в силу решение правительства о продлении заморозки цен на бензин и дизельное топливо до 1 июля. Новые условия, среди прочего, предполагают повышенные компенсации из бюджета для нефтяных компаний за поставки на внутренний рынок.
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Напомним, в ноябре прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в кабмине ТЭК, в экстренном порядке договорился с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) о стабилизации мелкооптовых цен на моторное топливо. С начала 2019 года стоимость нефтепродуктов может расти только в пределах инфляции (с учетом повышения НДС). В противном случае производителям грозят заградительные экспортные пошлины.

Привлекательность экспортных поставок стала одним из главных факторов прошлогоднего «топливного кризиса» — скачкообразного роста розничных цен на бензин в большинстве регионов (по итогам года бензин подорожал на 9,4%, дизельное топливо — на 15%). С тех пор ситуация значительно улучшилась: цены стабильны, запасы дизеля на рынке​ по сравнению с прошлым годом возросли на 30%, а бензина — на 10%, говорил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин.

Но фундаментальная проблема сохраняется: цены на топливо сильно привязаны к текущей конъюнктуре, то есть к ценам на нефть и курсу доллара, говорит заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. В конце прошлого года высокие цены на нефть совпали с относительно слабым курсом рубля, из-за чего нефтяные компании стали перенаправлять свои потоки на экспорт. Затем котировки снизились, но на внутреннем рынке это практически не отразилось.

Видите снижение? А оно есть

Почему Росстат говорит о падении цен на топливо на 20%, а потребители этого не ощущают

Налоговая система в нефтяной сфере создает сильный перекос в сторону экспорта. «Если вы экспортируете нефтепродукты, то не платите акциз, а это 20% от цены литра, и не платите НДС, тоже 20%», — объясняет президент Независимого топливного союза Павел Баженов. В результате при нынешнем уровне цен нефтеперерабатывающие заводы и заправочные станции работают в убыток.

Для того чтобы сгладить негативный эффект от регулирования цен, был придуман демпфирующий механизм. Государство компенсирует компаниям 50–60% разницы между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо (сейчас — 51 тыс. руб. за тонну для бензина и 46 тыс. руб. для дизеля). Если внутренний рынок снова становится выгодным, то доплачивать в бюджет начинают сами нефтяники.

Однако эта конструкция не сработала — из-за специфической формулы расчета компенсации оказались слишком маленькими.

По оценкам Vygon Consulting, из-за действия соглашения с января по март нефтяная отрасль недополучила 113 млрд рублей прибыли, а возмещение из бюджета составило только 25 млрд. Недавно Минфин согласился увеличить выплаты нефтяникам, но на это может потребоваться до 190 млрд рублей в год из бюджета.

Один из возможных источников денег для компенсаций выпадающих доходов нефтяникам — Фонд национального благосостояния (ФНБ), сообщали ранее «Ведомости». Этот механизм достаточно экзотичен, считает Кондратьев: «Скорее правительство пойдет на меры, которые уже применялись ранее, например, скорректирует акцизы на нефтяное сырье».

В последние годы система налогообложения в нефтяной отрасли обрастает все новыми и новыми параметрами. Сейчас она выглядит слишком запутанной. Правительство сначала повышает налоги на производителей, а потом придумывает сложные компенсационные механизмы, перекладывая деньги из одного кармана в другой.

«Если до этого у нас был НДПИ, акциз, стандартные налоги на бизнес, то сейчас еще придумали отрицательный акциз, демпфер, плавающий акциз. Система все усложняется и усложняется. Хотя можно было просто снизить акцизы и увеличить отгрузки на биржу — это две меры, которые позволили бы снизить оптовые цены», — говорит Баженов.

Кроме того, налоговые условия меняются очень часто, чуть ли не раз в квартал. В таких условиях нефтяные компании не могут планировать свои инвестиции на длительное время вперед, говорит Кондратьев.

Решение продлить заморозку цен свидетельствует о том, что ситуация на топливном рынке по-прежнему нестабильна. При этом соглашение рассчитано всего на три месяца, и в дальнейшей пролонгации уверенности нет: нефтяные компании без восторга относятся к директивному подходу правительства.

Оптовые цены начнут расти совсем скоро, считает Павел Баженов.

«Пока все, что обсуждается, сыро, непонятно, сложно прогнозируемо, поэтому правительство берет еще одну рекламную паузу на три месяца, чтобы что-то как-то заработало и рынок можно было бы регулировать хотя бы в полуавтоматическом режиме».

С другой стороны, значительную часть поставок на внутренний рынок осуществляют компании с госучастием, на которые правительству легче оказывать влияние, говорит Кондратьев. Другой сдерживающий фактор, который пока еще тоже удерживает хрупкий баланс в отрасли, — угроза введения заградительных пошлин и экспортного лицензирования.

P.S.

P.S. В среду утром СМИ сообщили, что новое соглашение о заморозке цен формально еще не подписано —  правительство не может определиться с механизмом компенсации выпадающих доходов нефтяным компаниям. Однако принципиальное согласие отрасли удерживать цены и дальше уже получено.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow