КолонкаПолитика

Кто задушит интернет

Цензура придет к нам не как полицейский, а как разносчик «Яндекс.Еды» в желтой куртке

Этот материал вышел в номере № 38 от 8 апреля 2019
Читать
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»

Компания SimilarWeb опубликовала статистику самых популярных сайтов мира за февраль 2019 года. Большинство позиций в списке вполне предсказуемо. Большая тройка современного интернета — это Google, Facebook и YouTube с совокупным числом обращений, приближающимся к 100 млрд в месяц. На четвертом месте разместился китайский проект Baidu — на него пользователи заходили 9 млрд раз. В десятке еще несколько известных названий, включая Википедию, Instagram и Twitter, а также крупнейший порносайт.

А вот десятое место во всем мире занимает «Яндекс», который опережает, к примеру, Amazon.

На семнадцатом месте «ВКонтакте», на девятнадцатом — Mail.Ru, который стоит выше самого известного форума мира Reddit. Чтобы оценивать эти цифры, нужно учитывать, что в двадцатке сайтов нет ни одного проекта из Европейского союза и лишь две позиции из Китая. Статистика веба демонстрирует гигантский успех российского IT, который тем удивительнее, если учесть относительно небольшой по сравнению с китайским или американским внутренний рынок.

Можно, конечно, быть скептиком и заявлять, что высокая популярность сайтов еще ничего не доказывает, это просто клики. Но, во-первых, за любым современным сайтом с миллионными аудиториями, а тем более за поисковыми машинами стоят сложнейшие передовые технологии. А во-вторых, пользовательские клики — это данные, а именно данные названы сейчас «новым золотом». Те, кто имеет доступ к данным, контролируют рынки цифровой экономики.

Данные из горожан

Как власти будут использовать big data

Так что нужно признать: в последние десятилетия российские IT-компании стали фактически единственными национальными проектами, не считая китайских, которые смогли бросить в интернете вызов гигантам из Силиконовой долины и отнять у них часть рынка. Что это значит для нас, пользователей? Рассуждая о таком сценарии лет 10 назад, мы бы сказали, что это прекрасная история. Для России IT — это рабочие места, пользователи наслаждаются конкуренцией Google и «Яндекса», «Яндекса» и Mail.Ru, мы патриотически гордимся нашими разработчиками, и все довольны.

К несчастью, в нынешних условиях на первый план выходят совсем не рыночные факторы. Много говорилось о том, что цензура в Рунете может пойти по китайскому сценарию создания «Великого файрвола», системы фильтрации трансграничного трафика, огораживающей китайских пользователей от мирового интернета. Ключевую роль в китайской цензуре играет, однако, не файрвол, который совсем не является непреодолимым, а отсутствие у пользователей необходимости пользоваться иностранными сервисами — есть свои, и работают они не хуже, а иногда и лучше, как знаменитый WeChat.

До реализации этого сценария «импортозамещения в цифровой экономике»

нам осталось сделать всего лишь пару шагов, в частности — каким-то образом заставить людей перестать смотреть столь ненавистный нашим властям YouTube, отвлекающий людей от федерального ТВ.

Российские IT-гиганты уже готовы предложить свои услуги государству в обмен на монопольный доступ к внутреннему рынку. В этом контексте угроза для Рунета сейчас исходит не столько от Роскомнадзора с его бессмысленными блокировками сайтов, сколько от новых инициатив двух крупнейших частных компаний. Сигналом к старту «суверенного Рунета» станет, скорее, появление популярного в России аналога YouTube, чем собственно внедрение цензурных технологий. Цензура придет к нам не как полицейский с обыском, но как разносчик «Яндекс.Еды» в желтой форменной куртке.

Впрочем, как показывает тот же опыт наших восточных соседей, жизнь на этом все равно не закончится, а просто станет смешнее. Правительство Китая недавно выпустило приложение, которое заставляет членов партии и госслужащих изучать мудрость руководителя Си Цзиньпина в виде речей и видеороликов и получать за это баллы для специального рейтинга. Так вот, на рынке немедленно появилось другое приложение, которое позволяет всю эту бурную деятельность имитировать. Благодаря ему наследие вождя будет изучать за вас специальный бот.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow