×

Этот материал вышел в № 40 от 12 апреля 2019
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юлия ЛатынинаОбозреватель «Новой»

Президент России Владимир Путин подписал указ о создании генетических паспортов. Указ называется «Об основах государственной политики РФ в области обеспечения химической и биологической безопасности» и предусматривает «генетическую паспортизацию населения». Заниматься паспортизацией будет Совет безопасности. История, признаться, ставит в тупик.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Речь идет, как можно понять, о полной расшифровке генома каждого россиянина, с соответствующим занесением в базы данных.

В развитых странах, и особенно в США, такая услуга широко распространена. К примеру, ее предлагает компания 23andme, основанная профессиональным биологом и бывшей супругой Сергея Брина Энн Воджицки. Анализ генома в 23andme в 2007 г. стоил 1000 долларов, а сейчас цена колеблется от 100 до 200 долларов. За 13 лет существования компании ее клиентами стали 5 млн чел. в 48 странах мира.

В лаборатории для хранения человеческого генного материала. Фото: Reuters

К сожалению, российская наука (не говоря уже о бизнесе) не может похвастаться подобными результатами. К примеру, в декабре 2009 г. Курчатовский институт, возглавляемый Михаилом Ковальчуком, с помпой объявил, что он «расшифровал геном русского человека». Эту поразительную новость подхватили все государственные СМИ. Вскоре появилась и публикация: она вышла в новом журнале Actae Naturae и называлась «Комбинирование двух технологических платформ для полногеномного секвенирования человека». Из текста можно было узнать, что ученые Курчатника купили два зарубежных секвенатора и секвенировали на них геном какого-то бедолаги, больного раком. Как ехидно сказал мне один из крупнейших российских биологов, название статьи можно было бы интерпретировать так:

«Ура! Мы купили две импортных машинки, и они у нас заработали».

Напомню, что эта статья вышла тогда, когда 23andme уже сделала секвенирование рутинной коммерческой операцией. С таким же успехом где-нибудь на Берегу Слоновой Кости в местном журнале, напечатанном на листьях пальмы, могла бы выйти статья на тему: «Ура, мы впервые взяли анализ мочи, и у нас получилось!»

Что именно имелось в виду под словами «расшифрован геном русского человека» — совершеннейшая загадка. Был просто секвенирован геном одного конкретного больного. «Генома русского человека» не существует в принципе. «Русский геном» ничем не отличается от болгарского или чешского.

Структура молекулы ДНК в советском НИИ. 1980-е годы. Фото: РИА Новости

Далее... Месяц назад на «Медузе» вышел потрясающий репортаж Саши Сулим о группе полицейских под руководством Артема Дубынина, пятнадцать лет ловивших «ангарского маньяка», несмотря на противодействие начальства. Одной из причин проволочек было, в частности, то, что группа не могла проводить более 10-12 анализов ДНК в год.

Как мы уже сказали, во всем мире секвенированием генома занимаются частные коммерческие компании. Совершенно непонятно, почему в России этим должен заниматься Совет безопасности РФ, и кто именно из его членов является специалистом в области биотехнологий.

Совершенно непонятно, каким образом страна, в которой объявили рядовую операцию по секвенированию генома одного-единственного человека (с помощью зарубежных машинок) эпохальным научным достижением, сможет до 2025 г. осчастливить «генетическими паспортами» всех россиян.

23andme за 13 лет своей деятельности секвенировала 5 млн геномов. Кремль хочет, чтобы в России за 6 лет секвенировали 140 млн. И это в стране, где, чтобы поймать маньяка, не могли секвенировать больше десяти геномов в год!

А кто будет платить за удовольствие?

Есть и другой вопрос по поводу «генетических паспортов». Как правило, люди секвенируют свой геном, чтобы узнать о рисках наследственных заболеваний. К примеру, Сергей Брин, воспользовавшись услугами компании своей жены, узнал, что у него 50%-ный шанс заболеть болезнью Паркинсона, что, кстати, побудило его тратить огромные деньги на медицинские исследования. Анджелина Джоли, выяснив, что имеющаяся у нее мутация в гене BRCA1 делает чрезвычайно высокими шансы заболеть раком груди,  сделала превентивную мастектомию.

Лечение болезней все больше и больше связано с геномом. Уже существует целый ряд лекарств, которые, к примеру, лечат от рака обладателей только одного, определенного типа генома — зато лечат замечательно.

В связи с этим, естественно, возникает вопрос: а чем, собственно, может помочь «генетический паспорт» при нынешнем состоянии российской медицины?

Какое количество работниц какой-нибудь провинциальной чулочно-вязальной фабрики, узнав о наличии у них мутации в гене BRCA1, смогут сделать превентивную мастектомию? Где в нашей стране бескрайнего арбидола они найдут специальные лекарства?

Состояние российского здравоохранения сейчас хуже, чем в советские времена. У нас эпидемия туберкулеза. Десятки регионов охвачены эпидемией энцефалита, потому что уничтожена система действовавших при СССР противочумных станций.

Может, прежде чем замахиваться на геном, лучше разобраться с клещами?

На самом деле причина указа вполне понятна. Вокруг президента толпится масса людей, которые, пользуясь неинформированностью Кремля, проталкивают самые фантастические идеи, связанные с генетикой и биологией. В результате президент то подписывает указы о зловредных ГМО, то делится с народом подробностями о разработах генетического оружия, направленного против «русского генома». Можно предположить, что об оружии против «русского генома» рассказывают те же люди, которые трубят о его успешном секвенировании. Наверное, и тут наговорили с три короба…

Средневековые правители жили в страхе перед колдунами и искали философский камень. Верхушка, которая правит нами, тоже боится – только боится она «генного оружия», и надеется на то, что некие волшебные научные средства обеспечат ей тотальный контроль над обществом. Этот страх и эти надежды эксплуатируют псевдоученые, которые и подсовывают на подпись подобные законопроекты. Никакой всеобщей генетической паспортизации в России к 2025, конечно, не произойдет, но денег кто-то заработает немеряно.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6