×
Комментарии

Что смотреть на ММКФ

Гид по кинофестивалю, который пройдет в Москве с 18 по 25 апреля

Этот материал вышел в № 42 от 17 апреля 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

В прошлом году перенос ММКФ был связан с проведением в России чемпионата мира по футболу. В этом — решили оставить все как есть. FIAPF (Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров) утвердила это решение только в январе. Поэтому на подготовку осталось совсем мало времени. Но к авралу устроитель ММКФ уже почти привыкли.

Для киноманов в этом переносе — очевидные минусы. Проходящий сразу после Каннского — московский киносмотр демонстрировал наиболее интересные фильмы главного фестиваля мира. Для отборщиков в преддверии Канн собирать программу стало еще сложнее. Не случайно в основном конкурсе из 13 картин — три российские.

Конкурс

«Воскресенье»
 

«Воскресенье». Кадр из фильма

«Воскресенье» Светланы Проскуриной — удивительно тонкое, психоделическое, профессионально изощренное кино. Атмосфера провинциального города с его очарованием и душностью. Сложная вязь взаимоотношений близких людей, которые чувствуют себя чужими друг другу. Прозрачные перегородки между жизнью и смертью. Храброе погружение в колодец российского менталитета.

монолог №1

«Эпидемия»
 

«Эпидемия», трейлер

«Эпидемия» Павла Костомарова — киноверсия сериала, только что с успехом показанного в Каннах, основанного на книге Яны Вагнер «Вонгозеро». Остросоциальная драма разворачивается на фоне апокалиптических событий. Неизвестный вирус постепенно выкашивает население. Деньги больше ничего не стоят, власть не имеет значения. Еда и бензин — единственные ресурсы, за которые все борются.

«Надо мною солнце не садится»
 

«Надо мною солнце не садится», трейлер

«Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой — еще одна счастливая весточка якутского кинобума. Молодой человек Алтан оказывается на ферме, где выращивают песцов. Ферма — на каменном острове Крайнего Севера. Одиночество юноши скрашивает лишь старик Байбал, приготовившийся к смерти. Алтан пытается сделать все возможное и невозможное, чтобы старику захотелось прожить хотя бы еще один день.

«День субботний»
 

«День субботний». Кадр из фильма

«День субботний» Мостафы Сарвар Фаруки — копродукция России, Бангладеша и Германии. Субботним вечером в центре столицы Бангладеш раздается взрыв. Посетители кафе, в котором произошел теракт, оказываются в заложниках. Террористы-радикалы оправдывают религией насилие. Но заложники — также правоверные мусульмане — защищают человеческие ценности. О столкновении и глубинных противоречиях религии, идеологии, нравственности.

В конкурсе много дебютных работ. Среди них казахская социальная драма «Тренинг личностного роста», латышская историческая фреска «Отец ночь», акварельная китайская «Жизнь морских обитателей».

«Жизнь морских обитателей». Кадр из фильма

Рядом с ними фильм опытного иранского режиссера Расула Садрамели «Моя жизнь на втором курсе» — поэзия «отчуждения» в духе Антониони. «Импровизаторы» японского приверженца киберпанка Сабу — страстность, черный юмор, погони, драки и доминирующий алый цвет.

Программа Петра Шепотинника «8 ½ фильмов»

«Маленькое красное платье»
 

«Маленькое красное платье»

«Маленькое красное платье» Питера Стриклэнда. Платье способно сделать тебя желанной. Главное — не задумываться о цене, которую предстоит за это заплатить. Экстравагантный эстетский фильм с уксусом иронии — о чувствах и чувственности.

«Нон-фикшн»
 

«Нон-фикшн». Кадр из фильма

«Нон-фикшн» Оливье Ассаяса. Автор задается вопросом: выживет ли во время технологического бума литература? Режиссер-интеллектуал, классик сочетает традицию с классикой и рок-н-роллом. Синефилы пересматривают его «Демона-любовника», «Зильс-Марию», «Персонального покупателя». В новом фильме с Гийомом Кане и Жюльет Бинош рассказывается о запутанных взаимоотношениях между издателем и романистом.

«Произведение без автора»
 

«Произведение без автора». Кадр из фильма

«Произведение без автора» — новый фильм от создателя знаменитой «Жизни других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. В основе реальные события. История начинается как водевиль. Молодой художник Курт влюблен в сокурсницу Элли. Ее отец, доктор Зеебанд, встревоженный выбором дочери, клянется разрушить их отношения. Влюбленные не знают, что их связывает друг с другом ужасное преступление, которое много лет назад совершил Зеебанд.

Программа «Эйфория наваждений» Андрея Плахова

«Пираньи Неаполя»
 

«Пираньи Неаполя». Кадр из фильма

«Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези (приз за сценарий «Берлинале»). Не лишенная романтического флера драма о банде, состоящей из мальчишек. Фильм основан на одноименном романе Роберто Савиано. Во многом история переплетается с некоторыми сюжетными линиями «Гоморры» Маттео Гарроне, также снятой по роману Савиано. По слухам, неапольская каморра вынесла писателю смертный приговор за столь откровенное описание жизни преступного мира. Во всяком случае, теперь он не появляется нигде без охраны.

«Я был дома, но…»
 

«Я был дома, но…» Кадр из фильма

«Я был дома, но…». Ангела Шанелек за этот фильм получила приз за лучшую режиссуру на Берлинском фестивале. Причудливая картина соответствует эстетике направления «берлинской школы»: созерцательность, нелинейность истории, минимум диалогов, иносказательность. Героиня мечется по городу, внезапно впадая в истерику, покупает и пытается продать обратно велосипед. И только спустя время становится понятно, что ее нервозность вызвана необъяснимым исчезновением 13-летнего сына. Сцены, которые словно отчуждены друг от друга, склеиваются только в финале в неразрывный поток.

«Альфа: право убивать»
 

«Альфа: право убивать». Кадр из фильма

«Альфа: право убивать» Брийанте Мендоса. Очередной жесткий опус от любимца каннского фестиваля. В центре сюжета крупномасштабная операция филиппинской полиции против Абеля, главного наркобарона Манилы. Полицейский Эспино и информатор Элайджа, бывший мелкий пушер, отвечают за разведывательную часть. Операция заканчивается перестрелкой между спецназом и бандой Абеля. Но прежде чем следователи прибывают на место побоища, Эспино и Элайджа исчезают с рюкзаком Абеля, под завязку набитым деньгами и метамфетамином.

«Бог существует, и ее зовут Петруния»
 

«Бог существует, и ее зовут Петруния», трейлер

«Бог существует, и ее зовут Петруния» Теона Стругар-Митевска. В одном захудалом македонском городишке каждый год в январе молодые мужчины ныряют за святым крестом, который священник бросает в ледяную реку. Поймавшему крест обещают благополучие и удачу. На этот раз быстрее всех оказывается местная девушка Петруния, которая добывает трофей. Мужчины возмущены: как посмела она нагло влезть в ритуал, сломать традиции? Скандал, разгоревшийся гигантским костром, постепенно пожирает весь город.

Программа «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина

«Коко-ди Коко-да»
 

«Коко-ди Коко-да». Кадр из фильма

«Коко-ди Коко-да» Йоханнеса Нюхольма. Семейная пара отправляется в путешествие в надежде восстановить их разрушенные отношения. Вместо приятного времени на природе пара оказывается в нескончаемом, как детская считалка, кошмаре, в котором зациклились их страхи и боль. «Коко-ди, Коко-да» — психологическая драма о паре, попавшей в зацикленный кошмар собственных страхов, которые обрели физическое воплощение. Структура фильма непозволительно свободна. Некоторые критики даже не рекомендуют фильм обычной аудитории. Подобные опусы предназначены поклонникам трипового, мозаичного кино.

«Перелетные птицы»
 

«Перелетные птицы». Кадр из фильма

«Перелетные птицы» Чиро Герра,  Кристины Гальего. Времена «золотых лет» марихуаны и наркоторговли в Колумбии, местные жители Рапайет и его семья оказываются втянутыми в войну за контроль над бизнесом, который в конце концов уничтожит их жизнь, их культуру. В фильме очевидны отголоски «Крестного отца». Торговля наркотиками, заработок любой ценой — катастрофа разрушения личности, рвущиеся узы вчера еще близких людей.

«Жесткая краска»
 

«Жесткая краска». Кадр из фильма

«Жесткая краска» Марсио Реолона, Филире Мацембахера. О попытке виртуального побега. Педро перед вебкамерой превращается в таинственного Неонового мальчика, зарабатывая деньги в видеочатах. Но однажды кто-то начинает имитировать его представления. И тогда юноша назначает дату встречи со своим таинственным конкурентом, которая будет иметь далеко идущие последствия. О человеческих связах в эпоху «удаленных доступов».

Новые российские программы. Куратор Ирина Павлова

«Сулейман-гора»
 

«Сулейман-гора» Елизаветы Стишовой. Герои трагикомического роуд-муви — вынужденные мошенники, которым нестерпимо сочувствуешь. Сулейман-гора — место силы. Счастья для своей непростой семьи вымаливает у горы отец Карабас, мечущийся между первой женой Жыпарой и второй — беременной от него. Женщины борются за любовь мужчины в постоянных переездах по стране на допотопном грузовике. А у мальчика Улука, вызволенного мошенниками из детского дома, есть свое заветное желание. Фильм — рекордсмен по участию в зарубежных киносмотрах, удостоен приза фестиваля в Карловых Варах.

«В Кейптаунском порту»
 

«В Кейптаунском порту» Александра Велединского. Где-то на путях, на краю большой страны и большой войны встречаются юный морячок с двумя бывшими урками: паханом и салагой. Перестрелка. Каждый уверен, что двое других погибли. Потом по рельсам судеб их пути расползаются по карте великой страны, кое-кого забрасывает в огненный черный Кейптаун. «В Кейптаунском порту» — многофигурный пазл из обрывков связанных между собой жизней. С XX веком и СССР Велединский прощается под душевный шансон «…но спор в Кейптауне решает браунинг». Кажется, в задуманный 20 лет назад фильм режиссер попытался включить все, что помнит о прошлом в одном отдельно взятом кейптаунском СССР.

«Император Парижа»: фильм открытия
 

«Император Парижа». Кадр из фильма

Фильм Открытия ММКФ — «Император Парижа» Жана-Франсуа Рише («Нападение на 13-й участок»). В его основе история легендарного французского преступника XIX века Эжена Франсуа Видока, который переходил из тюрьмы в тюрьму и менял профессии, пытаясь забыть о прошлом. Но прошлое настигает. И тогда Видок находит единственно возможный выход — на полицейской службе, подчиненной наполеоновскому правительству, он станет грозой преступного мира Парижа.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera