РепортажиОбщество

В режиме конвейера

Всем 24 украинским морякам продлили арест. Процесс шел одновременно в трех залах, подсудимых путали приставы

Этот материал вышел в номере № 43 от 19 апреля 2019
Читать
Карточка процесса
 
Где:Лефортовский районный суд Москвы Кто: 24 украинских моряка Статья: ч. 3 ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение границы) Грозит: до шести лет лишения свободы Стадия: продление меры пресечения

17 апреля Лефортовский суд Москвы за один день продлил арест 24 украинским морякам, задержанным российскими пограничниками во время инцидента у Керченского пролива. Их обвиняют в «незаконном пересечении границы, совершенном группой лиц по предварительному сговору» (ч. 3 ст. 322 УК РФ). Защита требовала признать арестантов военнопленными и отпустить их. Сами украинские военнослужащие общаться с судом не стали.

Ходатайство ФСБ о продлении ареста рассматривали в трех залах одновременно — в режиме конвейера. Моряков поделили на группы по четыре человека, первые три заседания назначили утром, остальные — после обеда. На слушания приехали родственники военнослужащих: жены, дети, братья. Большинство из них прибыли из Украины и привезли с собой посылки.

Юрий Будзило с женой Ириной, Лефортовский суд Москвы, 17 апреля 2019 года. Фото: Виктория Рощина / Громадское
Юрий Будзило с женой Ириной, Лефортовский суд Москвы, 17 апреля 2019 года. Фото: Виктория Рощина / Громадское

Первую партию моряков спецконвой ФСБ в масках завел на процесс. Остальных арестантов развели по другим залам для ознакомления с материалами дела. Периодически возникала неразбериха, конвоиры порой путали этажи:

— Куда их повел? Их — в другой зал! — кричал пристав.

— Они не на процесс, а на ознакомление! — спорил конвой.

Родные и группа поддержки встречали моряков в коридоре аплодисментами. Их крики приветствия разносились по всему зданию. Сотрудники суда и приставы сначала пытались утихомирить собравшихся, но потом смирились.

В суде обвиняемые по-прежнему были немногословны и на все вопросы судьи отвечали заученной фразой: «Согласно 17-й статье Женевской конвенции об обращении с военнопленными, мы вправе не сообщать о себе ничего, кроме имени, даты рождения, звания и личного номера».

Напомним, 25 ноября 2018 года украинские военные корабли «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» попытались пройти через Керченский пролив, но им преградили путь российские пограничники. Один из российских пограничных кораблей протаранил буксир «Яны Капу». Через некоторое время российские моряки открыли огонь по украинским судам, ранения получили трое украинцев. Корабли ВМС Украины и 24 моряка были задержаны и позднее арестованы.

Вышли во внутреннее море

Реконструкция вооруженного конфликта в Керченском проливе по версии ФСБ и ГПУ

Заседания Лефортовского суда и в этот раз прошли по прежнему сценарию — прокуратура в очередной раз попросила провести слушания в закрытом режиме. «Открытый процесс может повлечь разглашению тайны предварительного следствия», — пояснил прокурор.

Адвокаты и их подзащитные выступили против закрытия, отметив, что непонятно, какие именно данные засекречены в деле. Кроме того, на самом заседании решался вопрос только о продлении меры пресечения без исследования обстоятельств дела, обратил внимание адвокат одного из моряков Николай Полозов.

Однако судьи единогласно решили провести слушания за закрытыми дверями без слушателей и прессы.

Украинский моряк Денис Гриценко в суде 17 апреля 2019 года. Фото: Виктория Рощина / Громадское
Украинский моряк Денис Гриценко в суде 17 апреля 2019 года. Фото: Виктория Рощина / Громадское

Во время перерыва защита рассказала журналистам, что срок предварительного расследования по уголовному делу продлен на три месяца — до конца августа. Следствие и прокуратура просили продлить арест, мотивируя это необходимостью получения результатов экспертиз. В свою очередь защитники настаивали на том, что украинские моряки являются военнопленными и должны быть освобождены. Адвокаты также просили передать дело в Московский гарнизонный суд — по их мнению, продление меры пресечения, как и само уголовное дело, должны рассматриваться в военном суде. В обоснование своих ходатайств адвокаты ссылались на Конституцию РФ и Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 года о гуманном обращении с военнопленными. Но суд это не убедило.

Спустя несколько часов постановление о продлении стражи до 24 июля вынесли в отношении капитана артиллерийского катера «Бердянск» Романа Мокряка, матросов «Никополя» Андрея Опрыску и Сергея Цыбизова, а также матроса буксира «Яны Капу» Евгения Семидоцкого. Слушателей пустили только на оглашение резолютивной части решения. В соседнем зале тем временем уже вовсю выносили аналогичное постановление еще одной четверке: матросу «Бердянска» Богдану Головашу, матросу «Никополя» Сергею Попову, старшему матросу «Яны Капу» Владимиру Терещенко и мичману Андрею Шевченко. Группа поддержки стала скандировать: «Позор российскому правосудию!».

— Товарищи, покидаем зал! — попросил конвой.

— Какие они тебе еще товарищи, — усмехнулся его коллега.

Роман Мокряк, Сергей Цыбизов, Евгений Семидоцкий, Андрей Опрыск (слева направо) в Лефортовском районном суде Москвы 17 апреля 2019 года. Фото: Виктория Рощина /Громадское
Роман Мокряк, Сергей Цыбизов, Евгений Семидоцкий, Андрей Опрыск (слева направо) в Лефортовском районном суде Москвы 17 апреля 2019 года. Фото: Виктория Рощина /Громадское

Перед журналистами в суде выступила уполномоченный по правам человека Украины Людмила Денисова. Она, как и родные, приехала на суд, чтобы поддержать моряков. Денисова рассказала, что моряки в целом удовлетворены содержанием в «Лефортово». Она упомянула о регулярном общении с послами разных стран и другими представителями дипломатических миссий.

«Последний отчет Верховного комиссара по правам человека ООН подтвердил то, что именно в этой ситуации наши моряки, взятые в плен, считаются военнопленными», — отметила Денисова. Она выразила надежду, что этот доклад позже можно будет использовать при рассмотрении дела по существу.

«Женевскую конвенцию не читали, но...»

Адвокат Илья Новиков — о том, возможен ли обмен украинских моряков на «военных из Донбасса» и почему российские прокуроры и судьи не знают международного права

Ближе к вечеру заседания закончились у остальных моряков. До 24 июля в СИЗО останутся механик «Яны Капу» Сергей Чулибе, старшина Владислав Костышин, матросы Виктор Беспальченко, Владимир Варимезе и Юрий Безъязычный, командир артиллерийского катера «Никополь» старший лейтенант Богдан Небылица, командир буксира «Яны Капу» Олег Мельничук, а также капитан 3 ранга Владимир Лисовой и Юрий Будзыло. Остальным троим морякам — Андрею Артеменко, Андрею Эйдеру и Василию Сорока — срок стражи продлили до 26 июля.

Подробнее по теме: в репортаже «Громадского»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow