×
Комментарии

Александр Сокуров: «Удивительно русский фильм. Кто еще в России столь русский?»

Письмо режиссеру фильма «Воскресенье» Светлане Проскуриной

Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 44 от 22 апреля 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Дорогая Светлана Николаевна, Света, фильм ваш не выходит ни из памяти, ни из сознания — сидит в моей душе…

Уверен, что про современную русскую жизнь с такой затаенностью, такой искренностью никто еще не снимал кино.

Да, конечно, это не только о современной жизни — в фильме все сквозно-связано: прошлое, настоящее, будущее.

Русская грязь рядом с русской нежностью и слабоволием. Клубок. Капкан.

Посмотрев фильм, первое, что высветилось в моем воображении — слово «капкан».

Не могу объяснить — почему.

Потому, возможно, что из капкана самому не выбраться: кто-то должен помочь.

Если некому помочь — неизбежная смерть в полном сознании, рассудке.

Русская жизнь мне часто напоминает зверька, попавшего в капкан.

Особенно сложена драматургия фильма. Долго идешь во след за режиссером — обычно, не так: зритель опережает автора. Здесь многое непредсказуемо — это сильное проведение по всему фильму.

Особенные актерские линии, способы существования на экране.

Правда, иногда вызывает глухой протест слабовольное поведение главного героя. Как будто он не из нашего времени, а из какого-то ХIХ века, времен упадка этого века, потерявшего все.

Главный герой. Роль Алексея Верткова. Кадр из фильма «Воскресенье»

И лицо главного героя — уставшее от жизни. Вне времен, с признаками национального вырождения. Как будто он с такой своей душой — выдохся, устал жить рядом с нами.

Или случайно занесен в наши времена. Таких сегодня много — неужели после всех революций и войн кто-то уцелел? Пробился в нынешние дни?

…Или он даже и не мужчина, а будто не признаваемая нами женщина. Не борется, не бьется за сохранение своей жизни, словно уверен, что поражение неизбежно, предопределено.

Надо только и всего: как-то благородно прожить последние дни, не более того.

Фильм производит впечатление тяжелой экспедиции в горы. Все основательно, требует труда соучастия. Классика по всем чертам режиссерского почерка. И видно — этот режиссер не боится перегонов, пропастей, отвесных скал и ветров.

Сильный, мощный странник.

Да, стоило так долго трудиться в кино, чтобы создать такое художественное сложение. Удивительно русский фильм. Кто еще в России столь русский?

Грандиозны персонажи подростков — до сего момента боюсь даже вспомнить их жуткие дьявольские лики, «рожи, морды».

Прошу мальчиков, снимавшихся в этом замечательном фильме, не принимать мои реплики на свой счет — они вместе с режиссером смогли собрать в себе силы понимания и силы характеров, образов. И результат этой работы совсем не подростковый, не детский.

Это персонажи отдельного фильма — огромного, как конец света, все ставящего на места свои.

Эти образы под стать персонажам Эль Греко, Босха или Мунка. При этом очень русские.

Был ли кто-то так близок к пониманию судьбы и рока русского героя Толстого, как в фильме моего любимого режиссера Проскуриной? Я так не смог бы.

Является ли фильм «Воскресенье» экранизацией романа Толстого? Ни в коей мере.

Однако большая часть самых сокровенных и обособленных тем романа великого русского писателя обнаруживается внутри жизни и течения времен фильма.

Не на поверхности — в глубине потока этой реки.

Светочка, Вы знаете мое придирчивое отношение к изображению. Хотелось бы не столь реалистической картинки на экране или постепенного ухода от реализма в сторону какого-то персонального мира и зрения. Ведь и зрение героя, и сама его жизнь — особенные…

Впрочем, это очень вкусовое…

Дорогой друг, поздравляю со значительной, уникальной работой!

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera