×
Комментарии

Школа завтрашнего дня

Эмилия Слабунова, председатель партии «Яблоко» и бывший директор петрозаводского лицея №1, — о том, какое образование нужно России

Фото: РИА Новости

Общество

Эмилия Слабуновапредседатель партии «Яблоко»

1
 

Государству на словах нужно современное и конкурентоспособное образование, а на деле — дешевое и обеспечивающее лояльность всех его участников по отношению к нынешней власти. Обществу важно, чтобы школа не на словах, а на деле обеспечивала конкурентоспособность страны, а также не забывала о воспитании. Бизнес хотел бы видеть будущих работников компетентными, открытыми к новому и обучаемыми. Родители мечтают для своих детей о качественном образовании, обеспечивающем жизненный успех, в безопасных условиях и с минимальным участием семьи. Детям важно, чтобы в школу хотелось идти, было в ней интересно и все по-доброму, с пониманием их возможностей и особенностей. Педагоги хотят избавиться от бедности, перегруженности и бюрократии, переживают за статус профессии, ибо во всем этом они чувствуют неуважение к себе.

Преодолеть пороки и сделать российское образование воплощением этого социального заказа не так и трудно. Нужна политическая воля и несколько шагов. Воля к чему, спросите вы. В первую очередь — к уважению ребенка. Уважать ребенка — это принимать его таким, какой он есть, со всеми особенностями, возможностями, талантами и проблемами, создавать условия для его развития. Основных таких условий, на мой взгляд, три.

Место становления свободной личности

Первое — насыщенная, интересная, вариативная, открытая образовательная среда. Разнообразные предметы, спецкурсы и кружки, профили и специализации, проекты и экспедиции, а для них мастерские, лаборатории, студии, медиацентры, детские технопарки, теплицы, обсерватории, стадионы и бассейны. А в них — современное оборудование и средства обучения, гибкое расписание, грамотная организация учебных помещений и современная эстетика.

В школе все должно быть самое современное и передовое. Школа всегда должна быть местом завтрашнего дня.

Вариативность и насыщенность очень важны, потому что создают главный инструмент личностного развития — большое поле выбора и возможность выбирать сообразно своим талантам, особенностям и интересам. Выбор является мощным мотором личностного развития и созидает свободного человека. В бедной и жестко структурированной среде нет возможностей для самоопределения, обретения опыта свободы и потребности в свободе. В богатом поле выбора нет нужды придумывать индивидуальные образовательные маршруты для ученика: он сам его проложит и обретет через это свою индивидуальность. Только так можно подготовить школьника к жизни в постоянно меняющемся мире, развить способность действовать в ситуации неопределенности, научить самого «определять неопределенность», трансформировать ситуацию в соответствии со своими ценностями.

Без свободного учителя не может быть свободной школы

Проектирование и создание таких сред требует высокого профессионализма педагогов, и это второе важное условие. Профессиональные педагоги не обязательно любят детей, но обязательно их уважают, видя в каждом его потенциал, и обязательно любят свою профессию, а значит, способны создать зону ближайшего развития для ребенка, в которой раскрывается его потенциал. Чтобы педагоги в школе были такими, им важно чувствовать уважение к себе. А для этого нужно доверять учителям и создать условия для их спокойной работы. Государственный диплом должен быть таким мандатом доверия, то есть избавлять педагога от бесконечных последующих проверок и подтверждений. Не на словах, а на деле следует прекратить бюрократизацию школы: «эффективные контракты», избыточную отчетность, бесконечные изменения порядка аттестации и пр.

Главным показателем профессионализма учителя являются результаты его учеников.

Критерии оценки деятельности педагогов могут и должны быть абсолютно простые и прозрачные. Их может быть всего три: обучение, воспитание, инновации. На соответствие занимаемой должности учителя показывает достижение учебных результатов в рамках показателей. Для получения первой категории — внеурочная/воспитательная работа: руководит проектной или исследовательской работой учеников, ведет предметный кружок, дискуссионный клуб, экскурсии, экспедиции и пр. Для получения высшей категории необходимо проявить себя в инновационной деятельности: разработке новых методик, приемов, программ, учебных материалов. Все показатели должны определяться не чиновниками, а самим учительским сообществом через саморегулируемые организации.

Фото: РИА Новости

А самое главное — у учителя должна быть возможность самому постоянно учиться. Установленный факт, что в достижении качества образования определяющими являются два фактора. Один из них — качество преподавания (о другом чуть позже). Повышение квалификации учителей, развитие их компетенций требует серьезных вложений. Для этого следует существенно укрепить региональные институты развития образования/повышения квалификации и восстановить муниципальные методические службы, которые пали жертвами оптимизации во многих регионах. Возможности современных технологий позволяют создать сервисную службу поддержки педагога с доставкой на дом — в личный электронный кабинет. Помнится, когда страна готовилась к переходу на ныне действующие государственные образовательные стандарты, обещалось чуть ли не индивидуальное сопровождение на соответствующем портале, но все обещания были забыты сразу после утверждения стандартов.

У уважаемых властью педагогов заработная плата позволяет им достойно жить, работая на одну ставку, иметь достаточно времени для саморазвития и качественного отдыха. Заработную плату учителям на уровне средней по региону следует установить на ставку (18 часов), а не на физическое лицо, работающее на полторы-две ставки, и расчет средней зарплаты вести без учета администраторов, только в своей профессиональной группе. И это на первом этапе, а далее должен быть график ее повышения в процентном выражении к средней зарплате по региону. Не более чем за пять лет она должна быть доведена до 200% от среднего регионального значения. Оклад педагога изначально не имеет права быть ниже двойного прожиточного минимума. Только так можно будет уберечь учителя от изнуряющих перегрузок и обеспечить условия для саморазвития. Стыдно читать публикации в бурятских газетах о том, что наши учителя массово уезжают на заработки в Монголию, отмечая, что в четыре раза более высокая зарплата, культ учителя в стране и высокий престиж профессии позволяет им чувствовать себя нужными и востребованными специалистами.

Свободный и уважаемый учитель очень быстро обретет те новые роли, которые требует от него время: станет навигатором в море знаний, модератором в мире компетенций, тьютором, сопровождающим личностный рост.

Учитель, которому доверяют, и вокруг себя создает тот уклад школьной жизни, который характеризуется открытостью, уважением, доверием, доброжелательностью и бережностью друг к другу. Диалог и умение слышать, совместные дела и принятие важнейших решений отличают такую школу, о которой и мечтают дети. Такая школа в большей мере застрахована от тех актов агрессии, примеров которых все больше приносит каждый грядущий день.

Энергия семьи для любви к ребенку

Третье важное для развития ребенка условие — любящие, понимающие, компетентные родители. Родителям нужно помогать: организовать консультирование, родительские университеты, антикризисные центры, повышать психологическую и педагогическую грамотность. Все это важно для достижения мира и согласия в семьях, взаимопонимания.

Нужна серьезная инфраструктура поддержки семьи: возможность оставить ребенка в школе полного дня после уроков, отправить в детские центры, лагеря, экспедиции на каникулах, пригласить няню/гувернантку на период командировки или болезни.

А самое главное, семью нужно избавить от бедности и неустроенности, создать условия для достижения ею достойного уровня жизни, который бы позволил освободить время для общения с детьми. У родителей должны оставаться силы любить ребенка. Любовь требует много энергии. Этой энергией питается развитие ребенка.

Уважение к ребенку, уважение к педагогу, уважение к родителям, воплощенные через политику в сфере образования, — это те важные условия, при наличии которых не будут первоклассники драться с психологами на переменах, дети-маугли останутся персонажами книжек, а не жителями столичных городов. Это условия, которые позволят обеспечить жизненный успех свободных граждан, приращение человеческого капитала, развитие и конкурентоспособность страны, компетентных работников, реально сильное государство.

Государство, стремящееся обрести реальную силу, силу жизни, измеряемую уровнем и качеством жизни своих граждан, долей отечественной экономики в мировой, а не мнимую, представленную количеством ядерных боеголовок силу смерти, по-другому управляет сферой образования.

Эмилия Слабунова. Фото: РИА Новости

Управление для школы завтрашнего дня

При всех высокопарных словах чиновников, образование в России остается «обслуживающей» отраслью ресурсоориентированной экономики. Понимание, что конкуренция за будущее разворачивается именно в сфере образования, отсутствует в чиновничьем сознании. Нет внятной стратегии развития системы образования. И это понятно — стратегии нет у страны. Проводимые изменения не обсуждаются ни с профессиональным сообществом, ни с родительским, ни тем более с ученическим. Управление системой нацелено не на содержание и качество преподавания, а на способы контроля, что и привело к крайней степени бюрократизации школы. Главными критериями при отборе управленцев всех уровней от директора школы до федерального министра являются лояльность и беспрекословное исполнение решений свыше, а отнюдь не профессионализм и достижения. Усилиями недальновидных и равнодушных чиновников школа институционально истощается: в ней не создаются внутренние правила — они привносятся извне, исчезает ролевое содержание — ученики не учатся, а отбывают повинность, учителя не учат, а проводят уроки. Такое управление толкает школу в архаику. Она становится местом воспроизводства прошлого, а не местом завтрашнего дня.

Качество управления является, наряду с качеством преподавания, вторым фактором, определяющим качество образования. В системе управления образованием России очень многое должно стать иным: от госполитики до управленческих действий рядовых чиновников и директоров школ. В этой новой политике нет места оптимизации, уничтожающей сельские школы и принуждающей детей трястись по разбитым дорогам либо жить в пришкольных интернатах, а есть приоритет образования в бюджете, создание новых образовательных институтов, адекватных требованиям и возможностям времени. Эта политика строит открытые образовательные системы, обеспечивает ребенку большое поле выбора, приветствует самостоятельность и академические свободы, строит общение на основе диалога и полилога, принимает решения на основе обратной связи, генерирует инновации, доверяет профессионалам, создает атмосферу свободы и творчества. Без свободной школы невозможно построить современное сильное государство и богатую страну.

Государства, которые наращивают свою конкурентоспособность, тратят на образование не менее 5% ВВП. Достаточно посмотреть на лидеров мировых рейтингов по экономике и расходам на образование, чтобы убедиться в том, что это одни и те же страны. Наши расходы на пике в 2014 году составляли 4,1% от ВВП, после этого снизились до 3,54% в 2018 г., из них расходы на общее образование составили лишь 1,42%. Следует заметить, что действующая Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная правительством РФ в 2008 году, предполагает увеличение общих расходов на образование до 7% ВВП в 2020 году. Еще одно невыполненное обещание в копилку.

Структура российского бюджета ярко демонстрирует приоритеты бюджетной политики сегодняшней власти и отсутствие образования среди них.

Как избавить школу от поборов

Но проблема не только в этом. Финансовые основы жизни российской школы нуждаются в скорейшем и существенном пересмотре. Есть парадокс, известный, может быть, не всем. Образование — одна из самых массовых услуг в нашей стране. Но при этом никто не знает, сколько она реально стоит, хотя десять лет назад страна перешла на подушевой принцип финансирования в образовании, и в каждом регионе существует такой норматив на ученика. Как так получилось?

По закону государственные образовательные стандарты устанавливаются на федеральном уровне. А вот обязанность обеспечить гарантии по реализации этих стандартов ложится уже на регионы. Регионы в условиях дефицитных бюджетов вспоминают родной до боли принцип остаточного финансирования: все, что могут насобирать на образование по своим финансовым сусекам, делят на количество детей в регионе и получают местный норматив финансирования. Некоторой рамкой являются лишь требования майских указов президента по зарплате педагогов и требования надзорных органов обеспечить детей бесплатными учебниками, соблюдение которых достигается всевозможными ухищрениями и не всегда.

В результате подушевые нормативы в регионах различаются в разы: в одном он может составлять 20 тысяч рублей на ребенка, а в другом — 80 тысяч.

Получается, что право ребенка на качественное образование зависит от региона, в котором он живет.

При этом педагоги и администраторы школ выполняют одинаковую государственную задачу и несут одинаковую ответственность за достижение установленных государством результатов, и на экзаменах с них спросят со всех одинаково. Но финансовые условия у них были разные. Пакет заданий на ЕГЭ не будет в четыре раза легче там, где финансовый норматив в четыре раза меньше. Конечно, это несправедливо. Именно поэтому школа вынуждена обращаться за помощью к родителям, и возникает проблема так называемых школьных поборов.

Фото: РИА Новости

Как можно исправить ситуацию? Следует, наконец, посчитать, сколько же стоит реализация государственного образовательного стандарта в расчете на детскую душу с учетом требуемых стандартом и велениями времени условий. Установить научно обоснованный норматив и прописать его в законе в виде формулы под каждый вид и направленность программ. В нем должны быть учтены и кадровое обеспечение (сколько психологов, социальных педагогов, тьюторов, библиотекарей и других специалистов должно приходиться на какое количество детей) с установленными базовыми окладами, и учебники с учетом износа и сменяемости, и цифровая среда, и лабораторное оборудование с учетом амортизации, и повышение квалификации педагогов, и многое другое, что требуется законом и государственным стандартом. Ниже этого обоснованного норматива ни один регион страны не должен иметь права опуститься при финансировании школ своего региона. Если в региональном бюджете средств недостаточно, должны включаться механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности, и регион должен получить недостающие средства. Регион, имеющий возможность финансировать школы сверх этого минимального норматива, сможет это сделать и тем самым получит конкурентное преимущество.

Ветхие школы бывают только в ветхом государстве

Показателем отношения российской власти к образованию является состояние школ. Хоть и говорил Дмитрий Медведев, будучи президентом, в своей национальной инициативе «Наша новая школа», что «школа не должна быть ветхой», преодолеть ветхость не удалось.

4400 школ, или 10,7% из общего их числа, требуют капитального ремонта. 5% школ не имеют водопровода, а 20,6% (каждая пятая!) — центрального отопления.

Количество школ без теплых туалетов, названное министром образования О. Васильевой на совещании по подготовке к началу текущего учебного года, заставляет взглянуть на календарь, чтобы убедиться, в каком времени живешь. После этого же совещания страна узнала, что 2 миллиона 210 тысяч школьников России учатся во вторую смену (за один год их число увеличилось на 330 тысяч человек), а 10 тысяч — в третью смену. В какой еще великой державе можно найти такое явление, как обучение в две или три смены?! А так учатся более 30% школьников Чечни и Тывы, более 20% — Дагестана, Ингушетии, Бурятии, Краснодарского, Пермского и Забайкальского краев, Иркутской, Томской, Новосибирской, Амурской, Сахалинской, Курганской, Челябинской и других областей. Только в 14 субъектах РФ доля обучающихся во вторую смену составляет менее 5%. Без принятия экстренных мер эта проблема будет надвигаться по нарастающей. Особенно циничным на этом фоне выглядит указ президента РФ об объявлении в России Десятилетия детства. Происходит это при том, что страна получает дополнительные нефтегазовые доходы, исполняет в 2018 году бюджет с профицитом и принимает на 2019 год также профицитный бюджет. Да и сокращение расходов на бюрократию, правоохранительные органы и военные цели, на которые у нас уходит половина бюджета, помогло бы решению проблемы.

***

Очевидно, что при таких подходах проблемы в образовании будут только накапливаться, оно будет стагнировать и обеспечивать лишь воспроизводство архаики. Именно поэтому я считаю, что российские налогоплательщики могут и должны требовать, чтобы за их налоги их дети получили современное образование в достойных условиях. И партия «Яблоко» этого требует.

Для того чтобы школа стала местом завтрашнего дня, нужна политика завтрашнего дня. Приходите в политику, чтобы делать ее современной и человечной.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera