СюжетыПолитика

Веская Приштина

Почему проблему Косово сегодня не решить за большим столом переговоров: итоги встречи в Берлине

Европейский дуумвират — Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон — решили собрать в Берлине полный состав участников урегулирования проблемы Косово. Президенты и премьеры Сербии, Косово и Албании были приглашены по должности. Премьеры Боснии и Герцеговины, Черногории, Северной Македонии, Хорватии и Словении — из практических соображений. В итоге встреча, который был присвоен статус неофициального саммита Западных Балкан, закончилась «без чудес». Почему?
Хашим Тачи, президент Косово. Фото: EPA
Хашим Тачи, президент Косово. Фото: EPA

Всей Европе надоело противостояние Сербии и ее бывшей географической части, вырвавшей право на самостоятельность, но все еще разбрасывающей вокруг себя искры новых конфликтов. Последние годы еврочиновники на разных уровнях старались усадить за стол переговоров президента Александра Вучича и его непримиримых оппонентов из Приштины и утвердить принцип «Умерла так умерла».

Не медлить и собраться широким составом вынуждают и назначенные на 23-26 мая выборы в Европарламент, которые неизбежно перетасуют депутатский корпус, а быть может поменяют и приоритеты в межевропейских отношениях. В таком случае, косовский вопрос может «зависнуть» ещё на десяток лет.

Градус предстоящей встречи повышали «горячие головы» — доказывали, что границы Косово сегодня совпадают с линией противостояния Запада и Востока, Соединенных Шатов и Большой Европы. Мол, умиротворение Косово могло бы показать способность Европы решать свои проблемы самостоятельно, да и возродить меркнущую притягательность членства в ЕС для балканских стран в целом.

Сложнее всех сегодня приходится президенту Сербии Вучичу. Ему грозит реальная опасность не выполнить своей «исторической функции» и привести Сербию в Европу. Ведь, отчаянно отбиваясь от собственной оппозиции, он ни разу не отказался от идеи евроинтеграции. Другое дело, что даже его сторонники эту проблему главной для Сербии не считают.

Но Москве европейская Сербия не нужна абсолютно — наоборот,

в нынешнем виде она дает отличный повод давить на балканскую мозоль на радость «нашим партнёрам на Западе». США тоже важничают: предсказывают сербско-косовское примирительное рукопожатие на лужайке Белого дома уже в этом году — но дальше слов дело не идёт. Тем не менее именно к Вашингтону сейчас всё больше начинает апеллировать Приштина. Уже в Берлине президент Косово Хашим Тачи заявил: «ЕС слишком слаб и разобщён, чтобы содействовать прогрессу Западных Балкан. Ни переговоры, ни достижение соглашения без участия США невозможны».

Согласившись приехать в Берлин на переговоры, Вучич подстилал соломку где и когда только мог. Публично много раз предупредил, что ожидать от Берлина не следует ничего, кроме давления на Сербию. «Меркель и Макрон и созвали-то встречу потому, что понимают – дела идут не в ту сторону <…> Да мы хоть завтра возобновим переговоры (с Приштиной), если они отменят пошлины. Сербия готова — но от нас ничего не зависит».

Заранее объявив, что перед Берлином он «должен посоветоваться с Путиным», благо такая возможность естественным образом возникала на пекинском саммите «Один пояс – один путь», Вучич затем попросил благословения также и у председателя Си. Реакцию обоих в поддержку Сербии мог бы предсказать даже самый зелёный политолог. На сербской стороне шахматной доски в Берлине незримо присутствовали два «ферзя» — российский и китайский.

При этом Вучича, по его словам, устроила хотя бы гарантия сохранения стабильности в регионе и исключение таких «сюрпризов», как вооруженное вторжение в северные районы Косово. Он без конца повторял в адрес Приштины: отмените 100%-ные пошлины на сербские товары (были введены полгода назад), и мы тут же начнём разговаривать…

Больше всего перед встречей говорилось о возможном обмене приграничными территориями. Считать ли это опасным для всей Европы прецедентом — или разумным рецептом, если его пропишет правильный доктор? А вдруг Кремль не станет возражать — ему же легче будет оправдывать Крым и Донбасс? Да нет, говорили другие, если Вучич сдаст Косово, Москва поддержит раздел Боснии и Герцеговины с включением в состав Сербии Республики Сербской (ныне национального административного образования в составе БиГ).

Вариант с обменом территориями уже возникал в прошлом году, когда Вучич и президент Косово Хашим Тачи в предварительном порядке допустили возможность административного обмена территориями, но тогда её торпедировал косовский премьер Рамуш Харадинай.

Почему разошлись позиции косовской верхушки?

Тачи якобы до сих пор опасается обвинений со стороны Специальной прокуратуры по преступлениям в Косово и потому старается быть незаменимым партнёром Сербии в косовском урегулировании, а Харадинай был судим и оправдан Международным трибуналом по бывшей Югославии и потому свободен в любых резкостях.

А почему от идеи отступился Вучич? Да его в собственной стране прямо стали называть предателем.

…Перед берлинским событием Ангела Меркель заявила журналистам: эта встреча направлена на то, чтобы побудить регион «развиваться вместе», но это не обязательно означает, что от неформального саммита следует ожидать конкретных результатов.

Так и получилось. Наутро после переговоров Александр Вучич заявил агентству BETA, что встречу «провальной не считает»: «Вы ожидали чудес? Их не бывает. Будем работать дальше. Они (Меркель и Макрон) поняли всю сложность обстановки на Западных Балканах».

Вучич объявил, что очередная встреча по «возобновлению диалога между Белградом и Приштиной» состоится 1 или 2 июля в Париже, перед очередным заседанием участников так называемого «Берлинского процесса». Тут речь идёт о другом Берлине — инициированный в 2014 году, упомянутый процесс предполагает проведение регулярных встреч представителей ЕС и стран Балканского полуострова с целью «стимулирования регионального сотрудничества и экономического роста государств региона».

А вот газете «Нью-Йорк таймс», которую цитирует сербское агентство b92, возможно, удалось заглянуть глубже других. Если Меркель и Макрон хотят добиться нормализации отношений между Косово и Сербией, пишет она, им прежде следует примирить двух первых лиц Косово — президента Тачи и премьера Харадиная. Изменение границ, заявил газете Харадинай, в интересах только одного человека — президента, — и если хоть на каком-то клочке бумаги появится его подпись насчёт этого, «работу он потеряет».

Выходит, остаётся уговорить Харадиная.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow