СюжетыОбщество

Городу меряют температуру

В Петербурге госпредприятие, подконтрольное Смольному, ищет подрядчика для уже проведенного соцопроса. На кону — 161 млн рублей

За эти деньги за 18 дней необходимо опросить миллион петербуржцев: довольны ли они качеством государственных услуг в интернете. Теоретически из аукциона следует, что опрос еще только предстоит провести. На самом деле он уже прошел — анкеты собрали силами волонтеров и бюджетников.
Фото: Мария Рыбакова / ТАСС
Фото: Мария Рыбакова / ТАСС

Аукцион на проведение социологического опроса объявил Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр (СПб ИАЦ), подконтрольный городскому комитету по информатизации и связи. Судя по техзаданию, цель опроса — выяснить, довольны ли петербуржцы работой многофункциональных центров и удобно ли им получать госуслуги через интернет. Подрядчик должен за 18 дней поквартирно обойти 1 млн человек. Начальная стоимость контракта — 161 млн рублей.

В техническом задании прописано, о чем необходимо спросить петербуржцев: готовы ли они пользоваться электронными документами вместо бумажных, допустимо ли использовать систему электронного распознавания лиц, можно ли обрабатывать обезличенные данные о горожанах, чтобы прогнозировать развитие города.

Заявки от потенциальных подрядчиков Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр принимает до 6 мая, а победителя выберет 13 мая. Однако техническое задание, опубликованное 20 апреля, полностью — вплоть до формулировок — совпадает с опросом, который в Петербурге уже провели.

Люди с анкетами, идентичными требованиям предстоящего аукциона, ходили по квартирам петербуржцев еще в начале апреля. Городские СМИ тогда сообщали, что по инициативе СПб ИАЦ будет проведен опрос, но не уточнялось, кто будет исполнителем.

«Новая в Петербурге» выяснила, что апрельский опрос провели силами бюджетных учреждений и районных администраций. Собеседник в руководстве одного из районов подтвердил редакции, что волонтеры и сотрудники учреждений жилищно-коммунального хозяйства действительно собирали анкеты о качестве госуслуг. По его словам, указание провести опрос поступило из комитета территориального развития.

Анкета социологического опроса, проведенного по инициативе СПб ИАЦ в апреле. Фото: «Новая в Петербурге»
Анкета социологического опроса, проведенного по инициативе СПб ИАЦ в апреле. Фото: «Новая в Петербурге»

В двух районах «Новой» подтвердили, что люди, ходившие по домам с анкетами, выполняли задание районной администрации. В опросе задействовали не только работников подведомственных учреждений, но и сотрудников избиркомов: в Калининском районе, например, анкеты собирала председатель участковой избирательной комиссии, рассказал участвовавший в опросе петербуржец.

Председатель комитета территориального развития (отвечает за работу с районными администрациями) Александр Бельский заявил «Новой», что комитет не имеет никакого отношения к проведенному в апреле опросу и не давал никаких распоряжений на этот счет районным администрациям. Но, по его словам, в свободное от работы время сотрудники бюджетных учреждений могли проводить опрос по договору со сторонней организацией.

Вопросы, которые интервьюеры задавали петербуржцам в апреле, полностью совпадали с еще не опубликованным на тот момент техзаданием СПб ИАЦ.

Заодно по заданию районных администраций горожан спрашивали, ходят ли они на выборы, собираются ли голосовать на сентябрьских губернаторских выборах и как оценивают работу городского правительства — позитивно или негативно. Опрос не был анонимным: на каждой анкете интервьюеры указывали точный адрес, а также номер участковой избирательной комиссии, к которой прикреплен дом респондента. Таким образом, заказчики опроса получили информацию, какие избиратели собираются идти на выборы и как они настроены по отношению к городским властям.

В пресс-службе комитета по информатизации и связи сообщили: точный адрес респондентов нужен, чтобы контролировать интервьюеров и «формировать аналитику и температурные карты города». Например, насколько люди информированы о возможности получить госуслуги через интернет. А вопросы об участии в выборах и об отношении к работе администрации нужны, чтобы понять, «как электоральная активность зависит от степени удовлетворенности госуслугами в целом».

Фото: Замир Усманов / ТАСС
Фото: Замир Усманов / ТАСС

Данные о явке комитету по информатизации нужны еще и для того, чтобы оценить, насколько востребована система «Мобильный избиратель» (она позволяет голосовать на любом участке, а не только по месту регистрации). «Это позволит объективно оценить необходимость формирования участков для голосования, например, в дачных поселках», — объяснили в пресс-службе.

Еще одна заявленная цель опроса — проанализировать, как уровень гражданской активности (которая выражается, например, в использовании портала «Наш Санкт-Петербург», куда можно пожаловаться на работу властей) «зависит от уровня информатизации и использования петербуржцами интернет-сервисов и многофункциональных центров», говорится в ответе пресс-службы комитета. В тех районах, где жители мало знают об электронных госуслугах, комитет проведет «точечные мероприятия» — расскажет, как достучаться до органов власти через интернет.

Однако на главный вопрос — на основании какого контракта и кто провел анкетирование в апреле — в комитете не ответили.

«Опрос проводится Центром общественного мнения, Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр фактически является бенефициаром опроса, так как полученные данные будут использованы для ежегодных работ по мониторингу качества оказания госуслуг», — рассказали в пресс-службе комитета.

Что такое «Центр общественного мнения» — организация, которая выступила подрядчиком СПб ИАЦ — также остается загадкой (на самих анкетах, которые бюджетники собирали в апреле, говорилось, что опрос проводит некий «Центр изучения общественного мнения». — М. К.). Но организаций с такими названиями в Петербурге, согласно ЕГРЮЛ, нет. Существует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), но он в последнее время также не заключал никаких контрактов с петербургскими органами власти или госкомпаниями.

«Ситуация, когда критерии технического задания аукциона совпадают с характеристиками уже проведенной работы, может свидетельствовать о том, что конкурсную документацию составляли под определенного подрядчика», — говорит руководитель петербургского отделения Transparency International Дмитрий Сухарев. По его словам, принять выполненную заранее, до заключения договора, работу от победителя аукциона госпредприятию запрещает закон. В конкурсной документации СПб ИАЦ говорится, что все работы подрядчик должен будет провести в течение тридцати дней после заключения договора. Однако есть оговорка: «Допускается использование результатов опроса, проведенного исполнителем во втором квартале 2019 года».

Если у СПб ИАЦ нет намерения принять от победителя аукциона уже выполненную работу, остается предположить, что, опросив миллион человек, госпредприятие не удовлетворилось результатами и решило провести точь-в-точь такое же исследование в мае, заплатив за него сторонней организации 161 млн рублей.

«В реальности выполнить требования, перечисленные в техническом задании аукциона — опросить миллион человек за 18 дней, — физически невозможно»,

— говорит социолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН Мария Мацкевич. — Кроме того, непонятно, зачем такая большая выборка. Это даже не выборка — это значительная часть всего взрослого населения города». В Петербурге, по данным избиркома, зарегистрировано около 3,8 млн совершеннолетних жителей. Если подрядчик, который выиграет объявленный СПб ИАЦ аукцион, будет следовать условиям техзадания, каждый день ему потребуется собирать по 55,5 тысяч анкет. Даже если каждый интервьюер будет собирать по 20 анкет в день, компании, которая выиграет аукцион, нужно будет нанять 2,8 тысячи интервьюеров. Найти и нанять всех этих сотрудников потенциальному подрядчику придется меньше чем за две недели, если следовать условиям контракта.

Впрочем, результаты того опроса, который в апреле провели силами бюджетников, тоже вряд ли что-то скажут Смольному. Его качество, судя по сообщениям в соцсетях, оставляет желать лучшего. Лидер движения «Красивый Петербург» Красимир Врански (объявивший о намерении участвовать в губернаторских выборах) опубликовал в Telegram аудиозапись, на которой вопросы анкеты женщина, представившаяся сотрудницей центра защиты семьи и детства Адмиралтейского района, задает по телефону, а не в рамках поквартирного опроса, причем дважды опрашивает одну и ту же петербурженку. Политтехнолог Петр Быстров написал в Facebook, что нашел анкеты о качестве работы МФЦ и госуслугах в своей парадной — их оставили сотрудники ТСЖ, сопроводив объявлением с просьбой жильцам заполнить самостоятельно, сославшись на поручение городского правительства. В комментариях к его посту политтехнолог Юлия Милешкина посоветовала «требовать 60 рублей за заполнение» анкеты. «Новой» не удалось подтвердить или опровергнуть информацию о размере оплаты проведенного в апреле опроса. «СПб ИАЦ» победителю аукциона готов платить больше — по 161 рублей за анкету.

По словам собеседника «Новой», близкого к предвыборному штабу врио губернатора Александра Беглова, опрос, который проводился в городе в апреле, курировал политтехнолог Александр Серавин. В штабе он отвечает за полевую работу, то есть координирует людей, которые выполняют предвыборные задачи на местах, в районах и муниципалитетах. Сам Александр Серавин не ответил на нашу просьбу прокомментировать свою причастность к проведенному опросу.

По мнению политтехнолога Константина Калачева, анкеты с указанием точного адреса респондента и вопросами о том, собирается ли он на выборы и как относится к городскому правительству, можно использовать для мобилизации сторонников власти в день голосования. «Такие мобилизационные технологии не новы. То, что с помощью собранных данных кто-то за кого-то может проголосовать, предполагать не будем, исходя из презумпции невиновности», — резюмировал он в разговоре с «Новой».

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 13.05.2019
После подведения итогов конкурса, единственным, кто вызвался выполнить амбициозную задачу — поквартирно опросить за 18 дней миллион петербуржцев, — оказалась петербургская компания «Пятый элемент». «Пятый элемент» — отнюдь не опытный исследовательский центр, как можно было бы предположить. IT-компания, в штате которой числятся 18 сотрудников, часто получает подряды от органов власти и госпредприятий Петербурга. Начиная с 2012 года она заключила 97 госконтрактов на 964,7 млн руб. Из них треть — контракты с Комитетом по информатизации (в общей сложности на 337 млн руб.), как раз этому комитету подчиняется заказчик социологического опроса СПб ИАЦ. По заказу Комитета по информатизации «Пятый элемент» налаживал сети конференц-связи в Невской ратуше, где расположены комитеты городской администрации, обеспечивал безопасность электронной оплаты проезда в общественном транспорте, предоставлял доступ к системе мониторинга соцсетей, поставлял компьютерную технику. При этом, опыта проведения социологических опросов у «Пятого элемента», судя по сайту компании и перечню госконтрактов, нет. «Новая» отправила компании запрос о том, почему она решила заняться непрофильной деятельностью и как намерена выполнять строгие условия заказчика, но ответа не получила.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow