КолонкаОбщество

Хуже только Гитлер?

Юрий Дудь доказал своим фильмом о Колыме и сталинизме, что мы небезнадежны

Этот материал вышел в номере № 48 от 6 мая 2019
Читать
Петр Саруханов / «Новая газета»
Петр Саруханов / «Новая газета»

Нас уверяют, что люди давно устали от «бесконечных» рассказов об ужасах и преступлениях сталинизма, что пена от хрущевских и перестроечных «разоблачений» наконец сошла, и открылся путь к взвешенным оценкам не только потерь, но и достижений минувшей эпохи. И именно эти достижения, как становится очевидным, обеспечили уверенную поступь страны к новым и новым победам.

Издержки, да, были, кто же спорит. Но величие достигнутых целей эти издержки компенсирует. И рост популярности товарища Сталина, который фиксируют социологи, свидетельствует именно об этом.

Так что не надо повторять мантры о репрессиях, о лагерях, о «зверствах» НКВД. Во-первых, без них обойтись было, к сожалению, нельзя. А во-вторых, ничего этого вообще не было, ни «зверств», ни лагерей, ни репрессий. И Ростовское областное управление внутренних дел поэтому проводит среди сотрудников к Дню Победы флешмоб в обмундировании своих героических предшественников времен Ягоды, Ежова и Берии. Их пример, надо полагать, очень помогает ростовским полицейским в решении современных задач…

И тут в интернете появляется блогер Дудь со своим двухчасовым фильмом о Колыме, как «родине нашего страха».

Фильм, что сразу отметили тонкие ценители, затянутый (два с лишним часа!), плохо скомпонованный и поверхностный. Одна московская газета даже предложила автору целую программу на будущее:

«Ошибка Дудя в том, что он, уже работая в другом формате, продолжает использовать старый способ сбора информации (интервью с очевидцами), практически игнорируя другие источники. Отсюда страдает фактаж… Составляющие для качественной ретроспективы — выдержки из исторических документов, комментарии очевидцев, карты, видеохроника, разные точки зрения, создающие поле для дискуссии. Что лучше для современного пользователя с хроническим дефицитом времени? Баланс объективной картины, развивающей критическое мышление, и грамотно выстроенной истории, которая не будет перегружать и путать зрителя… Единственный путь — не оттаптываться на эпохе или персонаже, а пытаться смотреть на ситуацию с точки зрения исследователя. Другой путь блогера неизбежно ведет к закату эпохи Дудя».

А тут ни карт, ни видеохроники, ни «баланса объективной картины, развивающей критическое мышление», ни поля для дискуссий, зритель перегружен и запутан…

Но так или иначе, меньше чем за неделю, фильм Дудя собрал более 10 миллионов просмотров. И это среди «уставшей» от темы сталинизма, в основном, молодежной аудитории.

Он с ходу обогнал интервью того же автора с Собчак. И только интервью с Ивлеевой еще маячит впереди. Кстати, к стыду своему, я до самого последнего времени не знал этого звонкого имени — Ивлеева. Но те, кто стыдят Дудя за измену своим главным темам, неизменно ссылаются на эту юную даму. Так что невежество свое пришлось срочно преодолевать. Оказалось, ведущая ток-шоу. «…В 2018 году снималась в клипе Иды Галич «Дима», в вертикальном клипе Елены Темниковой «Не модные» и в клипе Дмитрия Билана «Пьяная любовь»…

А тут — Колыма какая-то!

А Дудь уехал в Магадан. Снимите шляпу

На ТВ снова и снова воздают должное Сталину — «за все хорошее»

«Новая» уже писала собственно о фильме Юрия Дудя. И сейчас, думаю, если и говорить, то о реакции на него — тех, кто уже уверился в своей полной победе над исторической памятью народа и его здравым смыслом. Они растеряны, обескуражены, злы.

Максим Шевченко подверг фильм развернутой критике, начиная с названия.

«Колыма — родина нашего страха». Но это — страх Дудя. Ни у меня, ни у моих друзей и знакомых страха перед Колымой нет. Дудь боится прошлого. Оно является для него символом чего-то. Это его бессознательный страх…»

Дудь в фильме побеседовал с дочерью Сергея Королева, будущего академика, а тогда колымского зэка.

«Как можно так нагло, так цинично эксплуатировать эмоции?.. Ничего особенного не произошло. Моего деда так же арестовали в Симбирске, и бабушка моя так же плакала. Это обычная эмоция. А что, сейчас по-другому происходит, когда человека арестовывают? И уводят неизвестно куда? По обвинению в каком-нибудь никем не доказанном исламском терроризме?».

«…Почему не сказать, что на Колыме уголовников было куда больше, чем политических? Об этом и Шаламов писал…»

«…Историк говорит Дудю: в войну мы победили золотом Колымы. И Дудь даже не понимает, о чем тот говорит. А ведь по ленд-лизу нам ничего не предоставлялось бесплатно, за все надо было платить. За все платили золотом Колымы: за танки, за самолеты, за грузовики, за молибден, за тушенку…. Бесплатно американцы ничего бы не дали. За все платили золотом Колымы. А не будь американских поставок, в 42-м мы бы проиграли войну… А можно ли было освоить Колыму по-другому тогда? Нет, нельзя! Какими бы либеральными методами можно было это сделать?».

«…Дудь боится этих вопросов? Он боится истории…»

А вот Шевченко никого и ничего не боится. Потому и врет, например, про ленд-лиз, за поставки по которому СССР никому ничего не платил. Да и со всеми остальными фактами, на которые уверенно ссылается, обращается более чем вольно.

Захар Прилепин же просто напоминает о том, что Гитлер, например, куда хуже Сталина, и Дудь поэтому дезориентирует зрителя, пугая его сталинскими лагерями. Фашисты (писатель их называет — «европейцы») на нашей земле «убивали как самая бешеная машина. Они убивали без особого смысла — мирных, ни в чем не повинных людей. Детей. Младенцев. Беременных женщин…» Поэтому — «что может знать автор фильма «Колыма» про настоящий страх?»

Что узнал, то и рассказал. Спасибо ему.

Как читать сталинизм

Интервью исследователя советской повседневности, сооснователя проекта «Прожито» Ильи Венявкина

Есть такая книжка. «За нами придут корабли… Список реабилитированных лиц, смертные приговоры в отношении которых приведены в исполнение на территории Магаданской области», вышла в 1999 году. Среди шести членов общественного совета издания — тогдашние мэр Магадана и его заместитель, прокурор, сотрудники УВД и УФСБ.

Авторы признаются, что их список неполон. Часть дел утрачена. Некоторые находятся по разным причинам за пределами Магаданской области — больше всего в Омске, но есть и в Петропавловске-Камчатском, в Хабаровске…

«Но и тогда, когда этот список станет полным (или почти полным, потому что исчерпывающей полноты нам уже не добиться никогда), не будем забывать, что это лишь один список, лишь один из многих кораблей нашей памяти. А сколько их у причалов особого острова!..

От далеких лагерных лет дошло до наших дней выражение «третий архив»: «попасть в третий архив» — это то же, что и «уйти под сопку», «дать дуба»… Эта часть архива и по сей день индексирована цифрой 3 — с нее начинаются номера тех, кто погиб в колымских лагерях от голода, холода, несчастного случая, кто был застрелен в побеге или по прихоти охранника…

Говорят, что смерть не выбирает. Наверное, на Колыме это было так, а потому лежат в ее земле рядом бывший троцкист и уголовник, прославленный красный командир и растратчик, священнослужитель и атеист, люди разного социального положения, разных национальностей, граждане СССР и иностранцы… 128 тысяч погибших…»

За 20 минувших лет переизданий этой книги не было. И даже в картотеке «Мемориала» все ссылки по Магаданской области — только на нее.

Список начинается тридцатилетним тбилисцем Аарутюновым (троцкистом) и заканчивается ленинградцем Ящерицыным, тоже троцкистом.

Всего же в нем 7545 фамилий. Из них я выбрал не наугад четыре.

  • Шевченко Григорий Карпович, 1893 г.р. (Одесская область), место жительства — Западно-Сибирский край, украинец, дата ареста — 1937, осужден «тройкой» НКВД по ДС 07.04.1938, КРПО, расстрелян 11.04.1938, реабилитирован 07.09.1964…
  • Шевченко Константин Григорьевич, 1902 г.р. (Одесса), место жительства — Одесса, украинец, дата ареста 1931, осужден «тройкой» НКВД по ДС 09.05.1938, КРПО, расстрелян 05.06.1938, реабилитирован 25.02.1963…
  • Шевченко Петр Павлович, 1898 г.р. (Харьковская область), место жительства — не указано, украинец, дата ареста 1936, осужден «тройкой» НКВД по ДС 23.04.1938, КРПО (контрреволюционная повстанческая организацияП. Г.), расстрелян 05.06.1938, реабилитирован 19.09.1956…
  • Нашелся и Прилепин. Михаил Михайлович, 1905 г.р. (Орловская область), место жительства город Орджоникидзе, русский, дата ареста 1936, осужден «тройкой» НКВД по ДС 07.04.1937, 58-я ст. УК, расстрелян 11.04.1938, реабилитирован 21.06.1989…

Но это все, конечно, не страшно. По сравнению с Гитлером.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow