Колумнисты

Обсуждать будете у директора!

Подписантов открытого письма учителей о проблемах ЕГЭ стали вызывать «на ковер». Это и есть дискуссия?

Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 56 от 27 мая 2019
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ирина Лукьяноваучитель, обозреватель «Новой»

1
 

ЕГЭ по русскому языку пишут все выпускники страны, другого такого массового экзамена в России нет. Он существует с 2007 года. За эти 12 лет вопросов к нему накопилось много. Очень много. Но обсудить их практически не с кем.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который создает контрольно-измерительные материалы (КИМы) ко всем ЕГЭ и пособия для подготовки к ним, — организация очень закрытая. Решения, которые касаются судеб миллионов выпускников и зачастую очень дорого обходятся их семьям (и морально, и материально), принимаются очень узким кругом специалистов без открытого профессионального или общественного обсуждения.

Нет способов повлиять на исправление ошибок или разночтений в КИМах, неясностей в критериях оценивания, субъективности в процессе проверки и апелляции —

нет рычагов влияния на ситуацию, которая напрямую касается почти каждой семьи.

Больше всего беспокоятся словесники. На их плечи ложится подготовка не к одному-двум итоговым испытаниям, как по большинству предметов, а к шести: это ЕГЭ и ОГЭ по русскому и по литературе, итоговое собеседование в 9-м классе и итоговое сочинение в 11-м. С каждым из этих испытаний связано множество нерешенных научных, методических, организационных и этических проблем. Но ЕГЭ по русскому языку, пожалуй, все их концентрирует в себе: и неясность научно-методической основы, и этическую сомнительность ситуации, когда ребенка учат свободному рассуждению на морально-этические темы по строгому шаблону, и проблемы с русским как неродным…

Петр Саруханов / «Новая»

Но задавать эти вопросы вслух и под своим именем учителя боятся. Ведь учителя очень легко обвинить в незнании методики, нарушении профессиональной этики, субординации, трудовой дисциплины — да чего угодно. Учитель живет под двойным прессом начальства и родителей — и иногда уже не то что боится поднимать какие-то вопросы, а просто не хочет лишних проблем.

Именно поэтому так важно публикуемое здесь письмо учителей, которые открыто приглашают Министерство просвещения, Рособрнадзор и ФИПИ к диалогу. Это не анонимный вопль души, а структурированный список вопросов для обсуждения в профессиональной среде, которое действительно помогло бы освободить самый массовый экзамен страны от груза ошибок и сомнительных решений.

письмо учителей. тезисы

Пять вопросов министру образования:
 

1) Кем, где и когда подтверждено: нынешняя форма Единого государственного экзамена по русскому языку, существующая в нашей стране с некоторыми вариациями уже 10 лет, самая эффективная из всех возможных?

2) Какими научными исследованиями доказана целесообразность: в выпускном классе российским выпускникам необходимо сдавать две аттестационные работы — декабрьское сочинение и сочинение в формате ЕГЭ?

3) Составляет ли деятельность ФИПИ государственную тайну?

4) Когда ФИПИ, выпускающий многотысячные тренировочные материалы под грифом ФКР (Федеральная комиссия разработчиков КИМ ЕГЭ), сможет подготовить издания, в которых не будет грубых ошибок и опечаток?

5) Экзамен и права ребенка. Все ли сделано в системе итоговой аттестации для того, чтобы на всех этапах — от подготовки к ней до апелляции полученных результатов — юный человек чувствовал себя защищенным от любого вида произвола?

Прочитать письмо учителей полностью, посмотреть список подписантов или прокомментировать тему — можно здесь.
свою подпись можно прислать на egistica@mail.ru.

Это письмо было размещено на сайте «Новой газеты» 23 мая. Уже к вечеру 24 мая, по нашей информации, в нескольких регионах страны, включая Москву, некоторые подписанты были приглашены на «воспитательную» беседу к руководству. В Москве в ходе таких бесед администрация ссылалась на указание, полученное от Департамента образования города и председателя московской государственной экзаменационной комиссии ЕГЭ по русскому языку Романа Дощинского. Подписание письма было названо участием в «протестной акции».

Всем учителям, не только подписантам, было предложено согласовывать в будущем свою гражданскую позицию с точкой зрения вышестоящих инстанций.

Тем не менее мы не теряем надежды, что результатом этой публикации станут не точечные меры административного воздействия на его авторов, а на самом деле широкое общественное обсуждение проблем единого госэкзамена.

Список подписей открыт, свою подпись можно прислать на egistica@mail.ru.

читать письмо учителей министру образования

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
егэ, школа
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera