×
Сюжеты

«Кинотавр». 30 лет спустя

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет кинофестиваль. Главный национальный смотр страны отметит юбилей насыщенной программой

Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Константинов

Этот материал вышел в № 61 от 7 июня 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Два конкурса: полный метр и короткометражки. «Кино на площади» — показ кинохитов. Деловая программа с центральным событием — Форумом киношкол. По последним подсчетам, их уже больше трех десятков. И их будущее — под большим вопросом. К примеру, отправив в профессиональное плавание свой выпуск из Кабардино-Балкарии, Александр Сокуров не намерен больше набирать учеников. В своей республике его выпускники не пригодились. А между тем ученики Сокурова участвуют в престижнейших киносмотрах, получают награды.

«Коротких» фильмов прислали аж 414. Осталось двадцать шесть. Отборочная комиссия посмотрела 75 полнометражных работ. Из них 50 — независимые от бюджетного финансирования проекты. Программный директор Ситора Алиева говорит об основных трендах: независимое от государства кино и ощутимая феминизация. И здесь российское кино — в русле общемировых путей. Почти половина конкурсных фильмов снято некогда «слабым полом», сегодня дающим фору мужчинам.

Ситора Алиева считает, что феминизация по-русски не столько подогревается скандалами в киносреде — как на Западе, — сколько

«подпитывается особенностями национальной охоты за бюджетными и внебюджетными средствами на съемки: мужчины чаще сдаются в борьбе за бюджет. Женщины в этом забеге сегодня сильнее, готовы упорно добиваться своего. Эта борьба за бюджет, за поддержку Фонда кино, Минкульта, инвесторов породила у нас целую плеяду не только режиссеров, но и продюсеров, которые могут поспорить с мужчинами по части успешности».

Тема семьи становится едва ли не главной. «Верность» Нигины Сайфуллаевой («Как меня зовут») — о способах сохранить распадающуюся семейную жизни. В «Давай разведемся» Анны Пармас женщина за тридцать начинает борьбу за мужа, которого намерены увести. В фильме снялись Анна Михалкова, Антон Филипенко, Надежда Маркина. «Выше неба» Оксаны Карас («Хороший мальчик») — история первой любви. Актриса «Гоголь-центра» и финалистка шоу «Голос» Ян Гэ сочинила уже вторую картину «Троица». Про измену, попытку отличить истинную веру от формальной. В конкурсе участвует и Лариса Садилова со своим фильмом «Однажды в Трубчевске», премьера которого состоялась в Каннах. Фильм Григория Добрыгина «Sheena667» привлекла внимание дистрибуторов на Берлинском кинорынке. Тоже кино про измену, но довольно экзотическую — по интернету.

Из панорамы семейного кино выпадает триллер «Куратор» — дебют Петра Левченко в основе которого громкая история «красногорского стрелка». «Мысленный волк» — притча о страхе в исполнении одного из радикальных киноавторов Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь», «Школа»). И у Германики главные герои — мать и дочь.

Александр Лунгин покажет картину «Большая поэзия» о том, к чему может привести увлечение поэтическим искусством рядовых инкассаторов банка. Героиня фильма «Керосин» Юсупа Разыкова — бабуля, живущая в сторожке у большой дороги, в России это небезопасно. Юрий Быков, недавно представивший триллер «Завод», успел снять новую работу «Сторож». О затворнике, работающем сторожем в небольшом санатории, встреча с парой беглецов изменит его жизнь.

В основном конкурсе шесть дебютов (хорошо, что нет отдельного дебютного конкурса, и начинающие режиссеры на равных с профи показывают свои работы). Среди них наиболее любопытен — «Бык» Бориса Акопова про «лихие девяностые». Герой фильма лидер преступной группировки, вынужденный зарабатывать любыми способами, чтобы кормить семью. «Мальчик русский» — состоявшееся художественное произведение Александра Золотухина, дебютанта, ученика Александра Сокурова. Едва ли не впервые события российского авторского кино разворачиваются на фоне Первой мировой войны.

Откроется фестиваль фильмом Валерия Тодоровского «Одесса» — о его детстве, о том, как в 1970 году город закрыли на карантин в связи с эпидемией холеры.

Завершится фестиваль знаменательной премьерой. «Француз» Андрея Смирнова — о переломном времени — конце пятидесятых.

Жюри основного конкурса возглавит Константин Хабенский.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera