КомментарийЭкономика

Маленькая победоносная война. Торговая

Как конфликт с Китаем может помочь Трампу переизбраться на второй срок

Этот материал вышел в номере № 62 от 10 июня 2019
Читать
Маленькая победоносная война. Торговая
Фото: EPA

Резкое обострение торговых отношений США со многими странами (в первую очередь — с Китаем, но список постоянно пополняется: Мексика, Индия и так далее), возможно, имеет вполне банальное объяснение. Дело идет к выборам, и торговая война может послужить элементом предвыборной кампании. По крайней мере текущие факты этой гипотезе не противоречат.

О приближении очередного циклического кризиса в мировой экономике говорят уже давно. Среднесрочный экономический цикл (его еще называют циклом Жюгляра, по фамилии первооткрывателя) имеет периодичность 7–12 лет, а с кризиса 2008 года прошло уже 11. Пора — просто по календарю.

Но точный момент наступления кризиса спрогнозировать невозможно — слишком уж сложной системой является экономика, слишком много факторов на нее воздействуют. Большое значение имеют и решения финансовых регуляторов (привет нам от ФРС США), и решения политиков.

Примечательно, что решения, замедляющие экономику (и, соответственно, приближающие кризис), реализуются гораздо проще и легче, чем решения, способствующие экономическому росту (увы, ломать — не строить!). Подтолкнуть кризис, когда он уже на пороге, совсем не сложно. Торговая война в виде повышения пошлин легко решит эту задачу.

С точки зрения действующего президента США, который желает переизбраться на второй срок, страшен не кризис сам по себе, а то, в какой момент он произойдет. Президент Франклин Рузвельт, значительная часть президентства которого прошла в период Великой депрессии, умер в зените славы и вошел в историю как один из самых успешных президентов. И во многом эта оценка основана на том, что именно в период президентства Рузвельта Америка преодолела Великую депрессию.

Прошлый кризис, начавшийся в 2008 году, длился в США 5 кварталов (как и в России), самым тяжёлым был 4-й квартал с начала кризиса (в России — 3-й). А с 5-го квартала уже вовсю пошло восстановление экономики. 6-й квартал уже был кварталом роста.

Если мировой экономический кризис разразится этим летом, то пик кризиса придется примерно на этот же период 2020 года, а к осени 2020 года американская экономика, скорее всего, уже покажет рост.

А рост экономики в период кульминации предвыборной кампании практически гарантирует победу на выборах.

Имидж президента — «победителя кризиса» настолько привлекателен для большинства избирателей, что победа на выборах практически обеспечена. Такова уж природа классической демократии: с тем, что явно нравится большинству избирателей, бороться просто невозможно.

Осталось дело за малым — подтолкнуть кризис. Это как раз сделать не трудно. Повышение пошлин, которое ввел с 10 мая господин Трамп, вполне годится для этого. Этот шаг легко продать избирателю как защиту национального производителя. Make America great again!

«Стороны зарылись в глубокие ямы»

США и Китай вступили в новый раунд торговой войны. Она сулит всем большие неприятности

Если предположить, что кризис будет запущен путем сознательной инициации торговой войны, то и посткризисным восстановлением экономики можно управлять — для этого можно просто несколько снизить ранее введенные пошлины. В числе прочего это позволит эксплуатировать имидж «миротворца», готового идти навстречу торговым партнерам. Для победы на выборах это тоже будет полезно.

Рассуждая о грядущем кризисе, не стоит забывать и о принципиальных различиях повода и причин возникновения кризиса как такового.

Причины — высокая долговая нагрузка (граждан, бизнеса и даже некоторых стран), возникшая как следствие многолетней политики «дешевых денег», избыточные производственные мощности и переменные проблемы прошлого кризиса. Легко и быстро устранить причины кризиса невозможно.

А вот поводом может стать и небольшое, вполне управляемое событие, подвластное одному человеку. И повышение пошлин под вполне благородным поводом прекрасно для этого подходит. А произведенное вовремя — еще и поможет одному конкретному человеку решить свои собственные электоральные проблемы.

P.S.

P.S. Автор скептически относится к любым теориями заговора в принципе. Чаще всего вера в них является следствием недостаточных знаний предмета. Но пока что факты не противоречат вышеизложенной гипотезе.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow