Сюжеты

Кто боится Чечилии Бартоли

Конфликт в Ла Скала. Железная леди оперной сцены решила проверить на прочность один из ведущих театров мира

Чечилия Бартоли. Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Насыров

Этот материал вышел в № 84 от 2 августа 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Ирина СтоляроваСпециально для «Новой»

 

Певица отказалась от участия в постановке оперы «Юлий Цезарь в Египте», запланированной на октябрь, в знак солидарности с нынешним директором миланского театра Александром Перейрой. С ним в Милане не продлили контракт. Кто выиграет, а кто проиграет из-за этого скандала?

Первыми жертвами конфликта звезды мировой оперной сцены Чечилии Бартоли и прославленного театра Ла Скала стали рекламщики. Итальянка, объявив в соцсетях о своем выходе из спектакля «Юлий Цезарь в Египте», тут же распорядилась убрать ее имя из всех информационных материалов, связанных с этим проектом на музыку Генделя. А пиар-кампания стоила немалых денег.

Но это мелочи по сравнению с теми финансовыми и репутационными рисками, которые может понести сама Ла Скала. Ведь новая работа Роберта Карсена с самого начала задумывалась в расчете на Бартоли, хотя не стоит умалять достоинств двух ее звездных партнеров по спектаклю — котратеноров Филиппа Жарусски и Кристофа Дюмо. Кроме того, под эту троицу планировалось поставить в Милане три генделевские оперы — по одной на каждый будущий сезон.

Пока не понятно, сохранит ли отношения с этим масштабным барочным проектом Бартоли и сменит ли в будущем гнев на милость. Впрочем, директора Ла Скалы Александра Перейры с февраля следующего года уже не будет. Он покидает свой пост.

Покидает неохотно: Перейра ни раз заявлял, что хотел бы работать и дальше, но Административный совет театра отказал ему.

Бартоли же заявила, что готова работать с австрийцем и в другом месте. Но в каком? Вопрос о дальнейшем трудоустройстве одного из самых влиятельных оперных менеджеров Европы остается открытым. Может быть, Бартоли, срывая премьеру в Ла Скала, набивает цену не себе, — она и так самая высокооплачиваемая певица в современном оперном бизнесе, — а Перейре?

Дьявольское обаяние и гипнотизирующая манера пения в мужских ролях и котратеноровых партиях, — как она это делает, не понимает никто, — не лишают Бартоли ее второго, не менее важного таланта, — она умная певица. Все, что она делает на протяжении всей своей блистательной карьеры, просчитано четко.

Она роется в библиотеках, отыскивает неизвестные оперы Генделя и являет их миру в своей несравненной интерпретации.

Именно эти редкие для оперных примадонн качества в 2012 году подметил бывший интендант Зальцбургского фестиваля Александр Перейра, назначив Бартоли на роль худрука Троицына фестиваля. Кстати, тогда первым спектаклем в этом проекте для артистки стала роль как раз в опере «Юлий Цезарь в Египте». Под имя Бартоли для фестиваля, который до этого даже собирались закрыть из-за отсутствия денег, сразу же нашелся спонсор в лице фирмы Rolex.

В начале нынешнего лета стало известно, что контракт Бартоли с Троицыным фестивалем продлевают: она будет осуществлять художественное руководство и определять программу смотра до 2026 года. Так в общей дирекции Зальцбургских музыкальных смотров оценили менеджерские таланты итальянки, ее склонность к программированию и умение объединять музыкантов.

Поэтому в нынешнем демарше носительницы уникального колоратурного меццо-сопрано Бартоли не просматриваются импульсивность и истеричность, свойственные многим ее коллегам по цеху, а виден трезвый расчет, направленный на поддержку будущей карьеры Перейры.

Кто может назвать будущее место его работы? Может быть, это будет театр в России, куда так любит, по ее собственному призванию, приезжать с концертами Бартоли. Ведь все крупные и богатые европейские театры уже при креативных директорах — в Ла Скала вместо Перейры приходит Домик Мейер, Венская опера выбрала Богдана Рошчича, а в шорт-листе Парижской оперы, мучительно ищущей замену Стефану Лисснеру, Перейры нет. А почему бы не рискнуть сделать фантастический прогноз и отправить австрийца в Пермь вместо недавно ушедшего из местной оперы Теодора Курентзиса? Или же создать новый оперный проект под Перейру в нашей стране? Отечественная публика только выиграет от этого.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera