СюжетыПолитика

Правительство перевыборов

Борис Джонсон сформировал кабинет на выход из ЕС

Правительство перевыборов
Фото: РИА Новости
Новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон сформировал кабинет министров в первый же день. Он состоит исключительно из крайних евроскептиков — бескомпромиссных сторонников выхода Британии из Европейского Союза любой ценой. Достаточной поддержки в стране у такого развития событий пока нет. Парламентская оппозиция близка к созданию межпартийной коалиции. Целью нового правительства является не столько Брексит, сколько подготовка к будущим генеральным выборам.

Среди наиболее влиятельных членов нового кабинета — Майкл Гоув, которому поручена координация всех действий по «эвакуации» из ЕС. Новый министр иностранных дел Доминик Рааб известен тем, что грозил приостановить работу парламента, чтобы не мешал. Министр по Брекситу Стив Баркли, недавно убеждавший прессу, будто очередное, не соответствующее действительности, заявление Джонсона — свидетельство особых «коммуникационных способностей» премьера.

Получили места в правительстве и близкие друзья и союзники Джонсона по работе в парламенте и мэрии Лондона. Некоторые из них имеют скандальную репутацию. Например, Гевин Уильямс, уволенный из предыдущего кабинета в связи с подозрениями об утечке секретной информации, или изгнанная из правительства Мэй Прити Патель, недавняя сторонница возобновления смертной казни (она стала министром внутренних дел).

Джейкоб Риз-Могг, который весной этого года обещал, что Британия будет блокировать все жизненно важные для ЕС решения, стал лидером Палаты общин.

Уволено более половины членов предыдущего кабинета, включая недавнего соперника Джонсона Джереми Ханта, а также все критики линии на выход Британии из ЕС без договора.

Сами консерваторы говорят о «массовом сдвиге вправо», «смерти сострадательной консервативной партии».

Как сформулировал вышедший из партии депутат Ник Боулз: «Для декорации сохранены лишь немногие кастрированные пленники».

Авторитетные британские институты мрачно оценивают экономические и дипломатические перспективы Британии в случае выхода из Евросоюза без договора, практической реализации так называемого «бездоговорного» Брексита — главной заявленной задачи Бориса Джонсона.

Конфедерация британских производителей считает, что серьезные негативные последствия «самонанесения ущерба экономике Великобритании будут ощущаться в течение следующего десятилетия и более».

На фоне заявлений нового премьера резко снизился курс фунта стерлинга.

Первый визит в роли премьера Борис Джонсон совершил в Шотландию, Северную Ирландию и Уэльс. Вполне ожидаемо подтвердилось, что кроме ирландских юнионистов, с помощью 10 голосов которых держится рабочее большинство консерваторов в парламенте, заявленная политика нового кабинета относительно Брексита поддержки не находит. Уже не только премьер-министр Шотландии, но даже первый министр Уэльса заговорил об отделении от Британии, хотя там эта идея ранее никогда не была в центре внимания. Как сообщает ВВС, Марк Дракефорд прямо признал, что в контексте Брексита проблема независимости Уэльса становится все более актуальной, и, с его точки зрения, Британский союз «находится под большей угрозой, чем когда-либо…».

С Евросоюзом переговоры так и не начались. Брюссель считает подготовленное вместе с Мэй Соглашение оптимальным, поэтому готов править только политическую (необязательную) часть. Джонсон требует существенной переработки сделки. Дальше обмена номерами мобильных телефонов с президентом Еврокомиссии дело не пошло.

Возможно, соглашение с ЕС окончательно будет похоронено уже скоро — на встрече «Большой семерки», которая состоится во Франции 7 августа.

И в пыль превратится еще одно совсем свежее обещание Джонсона: о вероятности («миллион к одному») заключения новой сделки с Брюсселем.

Джонсон, однако, не унывает. По итогам агитационной кампании, которую консерваторы ведут с начала июня, их рейтинг вырос и составляет теперь 32% (против 22%) у лейбористов и 19% — у либеральных демократов.

Фото: EPA
Фото: EPA

Однако не все так просто. В 2016 году на референдуме, который по британским законам носит справочный характер, только 37% избирателей поддержали выход страны из Евросоюза, а 36% — голосовали против (при этом 27% избирателей не голосовали вообще). Итого: 63% избирателей не поддержали выход страны из ЕС.

О том, как, когда и на каких условиях выходить из Евросоюза существует множество противоречивых идей и планов, среди которых выход без Соглашения — лишь один.

Продавливать его — означает противоречить только что данному обещанию «объединить нацию»: сегодня только четверть граждан поддерживает идею жесткого Брексита.

В парламенте идут переговоры о межфракционной коалиции против бездоговорного Брексита. Размеры фронды можно оценить пока только косвенно. Накануне избрания Бориса 315 депутатов (против 274) поддержали положение, которое не даст возможность премьеру распустить парламент, чтобы в его отсутствие провести Брексит.

По подсчетам британской прессы, у межпартийной оппозиции есть «засадный полк» примерно из 40 консерваторов. При определенных условиях они готовы выразить недоверие собственному правительству. Одним из лидеров мятежников является опытнейший Филипп Хэммонд, бывший канцлер казначейства, который, как сообщает «Обсёрвер», налаживает контакты с лейбористами. Есть сообщения о переговорах о возможности создания правительства национального единства с участием лейбористов, тори и либеральных демократов.

Вот когда становится понятно назначение старшим советником премьера Доминика Каммингса, специалиста в использовании технологий манипулирования с помощью Big Data и бывшего директора скандальной и непрозрачной кампании за выход из ЕС на референдуме 2016 года. Он отказался явиться для дачи показаний парламентской комиссии в связи с нарушениями избирательного законодательства, поэтому был обвинен в неуважении к парламенту.

Высокий пост Каммингса, по мнению наблюдателей, важный знак, что впереди — всеобщие выборы.

Как пишет «Файнэншл таймс», в случае генеральных выборов, которые в Британии проходят по мажоритарному принципу, когда победитель получает все, союзники Джонсона рассчитывают расколоть оппозицию, получить в Вестминстере большинство и завладеть мандатом на выход из ЕС на любых условиях, в том числе и вообще без всякого договора.

Именно для подготовки к неизбежным всеобщим выборам нужен специалист по избирательным кампаниям Каммингс на первых ролях и прямо сейчас. Поэтому и решение об информационной кампании о выходе страны из Евросоюза без соглашения (стоимость которой оценивается примерно в £100 млн, как сообщает «Телеграф») было одним из первых решений правительства Джонсона.

Вот почему с первого же дня Джонсон, став премьером, развернул новую предвыборную, ярко популистскую кампанию, пообещав немедленно принять на службу еще 20 000 полицейских, сократить время ожидания в очереди к врачу, провести модернизацию 20 больниц, увеличить расходы на школы.

Борис, ты не прав!

Как Лондон встретил первый день Джонсона на посту премьер-министра

Так что новое правительство Британии больше напоминает предвыборный штаб избирательной кампании, чем исполнительный орган. Составом правительства, заявлениями, отказом от обсуждений и рассмотрения альтернатив Борис Джонсон, похоже, умышленно дразнит и провоцирует оппонентов: чтобы объявить всеобщие выборы, нужна поддержка 2/3 парламента. И дело пошло: лейбористы уже объявили, что в сентябре внесут постановление о недоверии правительству Джонсона. И вот выборы оказываются не за горами. И ставка будет высока действительно как никогда — судьба Соединенного Королевства.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow