КолонкаКультура

На чем экономит Минкульт в Год театра?

Театральные и кинокритики обратились с открытым письмом к правительству

Этот материал вышел в номере № 85 от 5 августа 2019
Читать
Ассоциация театральных критиков России опубликовала открытое письмо. Адресаты — Дмитрий Медведев, Ольга Голодец, Владимир Мединский, Елена Ямпольская. Днем позже коллег поддержала своим открытым письмом Гильдия киноведов и кинокритиков. Тема писем: судьба газеты «Экран и сцена». Да и всей театральной прессы.

Еженедельник «Экран и сцена» выходит в Москве с 1990 года. А значит, казалось бы, — пережил все. И самые жесткие «ранние 90-е», когда денег у авторов и читателей не было совсем, а театральные залы опустели — и судьба цеха казалась довольно безнадежной. И середину десятилетия, когда, несмотря на общие мрачные прогнозы, рождались «Золотая маска», Чеховский фестиваль, петербургский «Балтийский дом». И рубеж «нулевых», когда взошли новые режиссерские имена, зритель вернулся в театры, по Тверской победоносно прошел карнавал Всемирной театральной олимпиады в Москве, а пьеса «Терроризм» молодых братьев Пресняковых на несколько лет по числу постановок за рубежом обогнала пьесы Чехова… В общем, тихий, честный, очень профессиональный еженедельник прошел все падения и взлеты этих 30 лет.

Несмотря на почти невесомые гонорары, «Экран и сцену» всегда уважали и любили профессионалы. А посему — Алексей Бартошевич рассказывал газете о зарубежных премьерах (потом из этих полос сложилась прекрасная книга бесед Бартошевича и главного редактора «Экрана и сцены» Екатерины Дмитриевской «Театральные хроники. Начало XXI века». Оба автора — лауреаты премии Станиславского). Посему, например, еженедельник «Экран и сцена» одним из первых в России опубликовал развернутую рецензию на брюссельскую премьеру Дмитрия Чернякова «Сказка о царе Салтане» — и с тем же любовным изяществом описал первый фестиваль театров кукол Сибири. Здесь публикует цикл статей о ТиМе Мейерхольда Вадим Гаевский, здесь впервые увидят свет отрывки из дневников Алисы Коонен… Газета 30 лет — в худшие и лучшие времена — отслеживает развитие российского синема. «Здесь печатаются и молодые киноведы… и мастера — цвет отечественной кинокритики, что особенно важно сегодня, когда сокращается количество кино- и театральных изданий, отделов культуры в периодике. Газета работает на повышение компетентности аудитории, на расширение культурного пространства», — пишет в открытом письме Гильдия киноведов и кинокритиков.

Однако-с — с начала календарного года «Экран и сцена» не получил ни рубля из скромнейшего гранта Министерства культуры (450 тысяч рублей в год) в 2018-м. Телефонные переговоры (других источников информации Минкульт не предоставил) помогли к июлю выяснить: гранты для театральной прессы переведены в ведомство Российского фонда культуры. О чем ни Минкульт, ни Фонд культуры прессе не сообщали.

Сайты этих институций вообще обновляются очень неспешно: последняя новость на сайте Российского фонда культуры датирована 24 мая 2018 года. Во всяком случае: на государственный грант в 2019 году «Экрану и сцене» рассчитывать не приходится.

В столь же невнятном положении — достойнейший журнал художников театра и технологов сцены «Сцена». В гранте любимому детищу Бахрушинского музея Минкульт впрямую не отказывал… но уже три номера 2019 года напечатаны в долг. В том же положении с 2015 года — журнал «Театр». За 80 лет бытования, как пишет Ассоциация театральных критиков, журнал имел «государственную поддержку при всех политических режимах». Но Минкульт Владимира Мединского бдительнее аналогичных ведомств тов. Храпченко, Фурцевой и Демичева: либеральный «Театр» снят с довольствия.

И так же — втайне, с унизительной нервотрепкой и отсутствием любой информации, кроме выдранной из личных разговоров, — пытались три года назад лишить финансирования прекрасный «Петербургский театральный журнал» (рецензирующий, кстати сказать, премьеры и фестивали всей России).

Наша «фельетонная эпоха» не благоприятствует профессионализму. Скандалу — несомненно, светской хронике с перешептываниями — наилучшим образом, сеансам коррупции и ее разоблачения — всячески… Но спокойной, достойной, профессиональной работе просвещения — нет. Нет и нет. Положение театральной прессы России в 2019 году — еще одно подтверждение тому.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow