×

Веб-сериалы завоевывают YouTube

Что показывали на международном смотре многосерийных проектов, снятых специально для интернета

Мнения

Лариса Малюкова

пн, 12 авг. 2019 16:10:00

https://novayagazeta.ru/articles/2019/08/12/81581-kak-ne-zaputatsya-v-pautine

 

Международный смотр WEB-сериалов прошел в Нижнем Новгороде. Обозреватель «Новой» пыталась выбраться из-под интернет-камнепада, а заодно понять, чем он всем нам угрожает.

Web в переводе «паутина». Кажется, в этой паутине мы все больше и все серьезней застреваем. Поколение Y и вовсе живет на торрент-трекерах, как рыбы дышат в водах интернета — там все связи, вакансии, поток информации, своя субкультура, существенной частью которой стали веб-сериалы. Они отвоевывают пространство у кинематографа и лампового телевидения. Это разрастающаяся на наших глазах планета, на которую перебирается все больше землян.

Веб-сериалы производят и стриминговые гиганты Netflix и Amazon, которые конкурируют с крупнейшими кино- и телестудиями и завлекают в свои сети режиссеров мирового класса и кинозвезд.

 Сегодня все чаще веб-сериалами называют созданные специально для интернета многосерийные проекты с продолжительностью одного эпизода от 1–2 до 15–20 минут. Время сжимается на глазах, и юзер тоскует без дозы новых ярких впечатлений. Ему нужен мгновенный вброс адреналина, особый темпоритм, монтаж, неожиданные сюжетные и эмоциональные развороты. Поэтому особенными чертами веб-сериала называют краткость, креативность. Но и здесь все определяет не столько форма, сколько содержательность, воплощенная в яркой форме.

Серии горизонтального (история развивается весь сезон) или вертикального (каждая серия со своим сюжетом) формата связаны между собой концептуально. Веб-сериал еще и пространство свободы, поле для самовыражения. Снимают их профи и неофиты, на цифровую камеру и айфон, студенты вместо курсовой короткометражки придумывают сезон с пятиминутными эпизодами.

Сериалы смотрят на YouTube и других схожих сервисах и платформах, в онлайн-кинотеатрах. В ряде стран эта индустрия уже достигла высокого уровня. В России она набирает обороты.

В конкурсной программе Realist Web Fest собрались сериалы почти со всех континентов: работы из США, Аргентины, Великобритании, Китая, Испании, Сингапура и других стран.

Cам показ выглядит необычно. По кирпичным стенам старинного кремлевского нижегородского «Арсенала» развешено множество плазм. Зрители сидят вроде бы и отдельно друг от друга, но все вместе. Здесь же жюри. Выбирать довольно сложно. У каждого опуса — свои задачи, своя аудитория.

Уругвайский «Третий возраст» — безжалостный неполиткорректный анима-док. Старость показана без прикрас, даже карикатурно (опадают груди, ломаются бедра, тело осыпается изюмом пятен). Компенсация за ветхость — априорная вседозволенность: можно подворовывать в магазинах, приставать к слабому полу, хвалить нацистов и даже не есть шпинат.

В испанской драме «В коме» въедливая мамаша не может поделить впавшего в кому сына с его любовником, о существовании которого прежде она не подозревала. Итальянский «Анахронизм» философствует о смысле жизни, которая напоминает песчаную дорожку: каждая новая волна смывает твои следы, к чему идти дальше? И вот одинокий человек, переживший личную драму, запирает себя в квартире, как в камере, и только голос соседки за стеной — тонкая связь с миром.

Американские «Уроки феминизма» — групповые занятия, на которых люди учатся коммуникации в нынешнем политкорректном обществе: пытаются «просветлиться» опытом феминизма. Здесь и политик, «совершивший промашку», и юноша, прилипший к порно, и фетишист — сын знаменитой феминистки. Но остроты юмора авторам не хватает, будто и они сами сдают экзамен на политкорретность. «Требуется демонолог» — игра в хоррор. Монстр с аппетитом жрет собеседников. Но его ли это вина, если его переполняет дьявольская сила. Будем толерантны: избавимся от злых духов, а заодно и от всех этих поляков.

Российское ироничное кинопопурри Шота Гамисония (он назван лучшим режиссером) «В постели» — парочки из разных социальных слоев, разные микроситуации (Денис Шведов, Ирина Вилкова, Светлана Камынина). В одной в самый пиковый момент партнер выясняет, что партнерша — «крымнашистка», и с возмущением выбрасывает ее из кровати.

Кадр из сериала «В постели». Kinopoisk.ru

Что волнует веб-режиссеров? Да что угодно. История лунатизма, например. Есть вариация на тему троллинга. В сингапурской «Королеве убийств» парень отфотошопил лицо девушки, присоединив его к телу проститутки, и от ее имени ведет секс-переписку, отвечая фантазиям ее многочисленных подписчиков. Но вот ставшая популярным блогером девушка найдена мертвой. В финале первого эпизода парень решает: уничтожить ее блог или нет. Ведь это второе убийство.

В российском «Пиксельном разуме» — все как в Сети. Водитель распадается на пиксели и прилипает к стеклу своего телефона. Изнутри. Это не шутки: при критическом уровне батареи — телефон может сдохнуть. Или не телефон? В псевдодокументальной драмкомедии «Неспетая песня» сумасшедшие коллекционеры охотятся за редкостями — кассетами VHS. Да, качество их ужасающее. Но волнует ли это людей, не желающих смириться со смертью… своей молодости.

В коротких эссе и фильмах все разнообразие тем, жанров, проблем. Оператор, уволенный с «Игры престолов», записывает образовательное видео с персонажами из русских сказок («Жизнь как в сказке»). Василиса, Емеля и Колобок учат нас бизнесу по-русски. Жаль, при оригинальности замысла авторам не хватает содержательной креативности. В постапокалиптическом Иерусалиме подростки ищут пропавшего младшего брата и сталкиваются с выжившими (израильский «Тупик»). Сетевой персонаж Игнат за большие деньги обещает сообщить всю правду о русских хакерах. Авторы предупреждают, что в фильме «Русские хакеры» «содержатся сцены издевательства над программированием», но свежих идей маловато. Писатель за 24 часа должен сочинить сценарий, чтобы его не уволили (напоминает фильм Павла Руминова «Дедлайн»).

В «Коллежском асессоре», снятом в вертикальном формате на экране смартфона, исторический герой из 1886 года попадает в наши дни, сами приключения его выглядят довольно старомодно. В «Чехове: Screenlife» — герои известных чеховских рассказов («Лошадиная фамилия», «Человек в футляре», «Размазня», «Добрый немец» живут также на экранах смартфонов и компьютеров и общаются с помощью гаджетов. Сняли сериал студенты Высшей школы кино «Арка» под руководством Тимура Бекмамбетова, большого поклонника формата screen life (когда действие фильма разворачивается на мониторе компьютера). В американской многосезонной комедии «Театралы» талантливый театральный режиссер, лишившаяся работы, вынуждена стать руководителем крошечной любительской труппы в родном университете.

 Приз за лучшую идею получил проект «1968. Digital» Михаила Зыгаря, Карена Шаиняна и Тимура Бекмамбетова. Каждая из 35 серий — история реального героя 1968-го, рассказанная через экран смартфона, который мог бы у него быть. Габриэль Гарсиа Маркес пишет роман в «Заметках» на телефоне, у группы «Битлз» есть чат в WhatsApp. Энди Уорхол постит фотографии с выставок в инстаграм, а радикальная феминистка Валери Соланас забрасывает его письмами и готовится к покушению. Мик Джаггер выкладывает будущие хиты в Soundcloud. Гагарин переписывается и делится фотографиями во «ВКонтакте».

Главный герой сериала — сам 1968 год, изменивший траекторию пути человечества, определивший новые ценности.

Мне понравился испанский «Дориен» (вольная вариация на тему «Портрета Дориана Грея»). В начале каждой серии находят убитых инстаграм-моделей — с лицами, словно состаренными модной программой FaceApp. Несколько линий сплетаются в видеороман. А сам фильм — погружение вместе с сорокалетним журналистом-«чайником» в небезопасный мир блогеров, инфлюсенсеров (тех, кто присутствуют в сетях, извлекая из этого выгоду) и зависимых от Сети.

Лучший фильм, по мнению жюри, — актуальное и остроумное мокьюментари «Миллионер из Балашихи». Юный Богдан — продукт нового времени. Не расстается со смартфоном и с помощью рекомендаций продвинутых менеджеров снимает блог «Как прокачать свой бизнес». К примеру, ставит сложную задачу: где добыть первоначальный капитал? Следующая сцена — Богдан клянчит деньги у бабушки, демонстрируя ей на компьютере преимущество похорон бабушки-инвестора. Ура! Небольших средств хватает на покупку прекрасной пекарни «Сладкая булочка». Что может быть лучше душистой, уютной пекарни с запахом сдобы? Выясняется, что Богдан приобрел секс-шоп «Сладкая булочка» вместе с замотанной продавщицей. Но юный бизнесмен не унывает и продолжает свое путешествие по бесконечной пропасти, разверзшейся между теорией и практикой создания малого бизнеса в России.

Веб-сериалы с космической скоростью развиваются. В мире проводится множество фестивалей, в ряде стран есть государственные программы финансовой поддержки, снимаются опусы всех жанров — от хорроров до мюзиклов. В России эта индустрия также набирает мощь. Онлайн-кинотеатры охватывают все большую аудиторию. Число просмотров на ресурсах монетизируется. И продюсеры уже сравнивают их с бокс-офисами фильмов и телевизионными рейтингами.

В начале зимы начнет работать мультипрофессиональная платформа Chill, демонстрирующая иные способы связи с аудиторией. Здесь вы сами можете загрузить свой фильм, эпизод. Через 24 часа после редакторской проверки он попадает в ресурс. А пользователи, уплатив 6 рублей, могут посмотреть серию и решить — стоит ли продолжать дальше. Сразу публикуется и число просмотров. Это видеоплатформа нового поколения без покупателей, дистрибьюторов, конкуренты.

Сегодня меняются не только способы продвижения, но информирование зрителя и реклама становятся интерактивными. К примеру, вы смотрите сериал с артистом, имя которого забыли, наведя курсором на экран — моментально получаете доступ к фильмам, в которых он снимался. Развивается многослойное стриминговое видео. Вы можете мгновенно узнать сюжет приквела, рецепт пирожного, которое едят персонажи, бренд одежды и ее стоимость.

Все новые крупные компании приходят в индустрию. Веб-сериалы и рекламу — короткие ролики с узнаваемые героями — запустил Ростелеком. Снимать сериалы планирует Яндекс, Apple и Google.

Сбербанк займется продвижением онлайн-кинотеатра Okko. Едва ли не все гиганты индустрии развлечений либо запустили, либо готовятся к созданию собственной стриминговой платформы в попытке не отстать от Netflix и Amazon и отвоевать у них часть рынка.

Интернет-сериалы привлекают своей  открытостью, демократизмом. Большинство фильмов Realist Web Fest доступны в Сети. А первый сезон «Миллионера из Балашихи» можно смотреть на YouTube, он собрал уже 6 млн просмотров.

Википедия
Антон Калинкин
Генеральный продюсер «Realist Web Fest», учредитель ресурса «The Digital Reporter» и Ассоциации производителей web-сериалов

Как возникла Ваша связь с веб-сериалами?

— В какой-то момент я понял, что наступает время перемен телевидения как такого. Стали искать новую нишу, волну, индустрию. Веб-культура сегодня одна из самых магнетичных сфер, она стремительно меняется. Все время приходится догонять, нет возможности расслабиться. Каждую неделю меняются тренды. И сами технологии становятся не столь важны, как идеологии. Имею в виду не политику, а содержание. Получаем колоссальный объем информации.

Если раньше пользователь искал контент — сейчас контент бежит за зрителем, настигает, расталкивая конкурентов локтями.

— А разве нет фильмов, специально снятых для интернета?

— Только в виде исключения, здесь больше востребована короткая форма. История короткометражного фильма в интернете — если он успешен — требует продолжения. И тогда фильм превращается в первый эпизод сериала. Интернет требует серийности, втягивает вас, постоянно напоминая о той или иной новости, событии, выдвигая на первый план звезд на миг, на час, на месяц.

— Где и когда возникли первые веб-сериалы?

— Это Америка, Канада, сильная индустрия в Австралии.

— Встречаются в этой сфере произведения искусства?

— Вспоминается отличный немецкий сериал о том, как священнослужитель, поставив на площади строительный вагончик, превратил его в исповедальню и в костюме ростовой куклы заманивает людей на исповедь («За грехи наши»). Каждая серия — доверительный рассказ, проживаешь жизнь человека за восемь минут. Была наша трогательная драма про онколога, который понимает, что болен, — «Жизнь человека».

— Мы говорим о цунами, которое идет на зрителя, погружая его в панику. Как можно ему помочь, сориентировать, спасти.

— Действительно, тяжелое время для зрителя. Мы сами превратили его в потребителя гонкой за рейтингами, цифрами проката, объемами. Кино превратилось в индустрию порабощения зрителя. Зрителем манипулируют с помощью маркетинга, рекламы. Веб-сериал — малое зеркало больших киноформ. Он помогает сориентировать себя, свой вкус. WEB-эпизод дает возможность в краткой форме воплотить идею, поставить вопросы, заняться поиском ответов, испробовать разные жанры, дизайн, апробировать новые технологии.

— В чем отличие Web-сериала от телевизионного?

— Web — ярче, короче, живет по интернет-законам, быстрее перестраивается к вашим запросам.

Мы же знаем, что интернет сориентирован на шестую секунду. Аудитория 14 + выключит на 6 секунде ваши самые утонченные опусы, если вы не захватите зрителя.

Реклама рассчитана «до пятой секунды», чтобы успеть «продать товар». Отсюда и особое построение веб-сериала — более плотное драматургически, внутрикадровой динамики больше, спецэффекты связаны с узнаваемыми технологиями, гаджетами.

— А существует ли какой-то каталог, помогающий сориентироваться?

— Полтора года назад мы с немецкими и французскими коллегами создали ресурс The Digital Reporter. Это единственное профильное издание, где рассказано обо всех сериальных веб-событиях в мире. Где есть ссылки, рецензии, тизеры, трейллеры. Более того, там есть возможность задать вопрос — спрашивайте! Мы вам ответим.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera