Колумнисты

Легкая мишень для чаек

У аэропорта Жуковский не хватает средств на эффективную работу орнитологической службы

Ястреб орнитологической службы. Фото: РИА Новости

Общество

 

226 пассажиров и 7 членов экипажа авиалайнера А-321 «Уральских авиалиний» спасены. Героический экипаж представлен к государственным наградам. А проблема безопасности взлетов-посадок аэропорта Жуковский как была, так и осталась. И проблема эта — не новая. О тревожной орнитологической обстановке вокруг аэропорта было известно давно.

Вот только два факта, подкрепленных официальными документами.

«Объекты по сортировке бытовых отходов привлекают массовое скопление птиц в связи с содержанием в отходах остатков пищи, и, поскольку земельный участок расположен на расстоянии двух километров от взлетно-посадочной полосы аэродрома ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова», это может привести к столкновению птиц с воздушными судами, что, в свою очередь, может угрожать жизни и здоровью людей».

Это дословная цитата из мотивировочной части судебного решения, вынесенного Жуковским городским судом еще 14 февраля 2012 года. Судья Лада Сорокодумова еще семь лет назад рассмотрела иск к ООО «Экосервис», устроившему вблизи аэропорта пункт сортировки отходов, но отказала в удовлетворении требования о «запрещении ответчику производить сортировку бытовых отходов на земельном участке… и использовать территорию участка для размещения бытовых отходов».

Скриншот решения Жуковского горсуда от 2012 года

В июле 2017 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту несанкционированной свалки площадью более 100 000 кв. метров в районе озера Глушица, в двух километрах от взлетной полосы аэродрома.

Но стаи чаек как летали близ аэропорта, так и летают.

Аэродром Жуковский, который летчики и обслуживающий персонал по привычке называют аэропортом Раменское, до мая 2016 года использовался исключительно для испытательных полетов экспериментальной авиации и взлетов-посадок самолетов МЧС. А 30 мая 2016 года здесь состоялось официальное открытие международного аэропорта Жуковский. Но с того времени количество самолетов, использующих аэропорт, как ни странно, начало уменьшаться.

Резко сократились потребности АО «Гражданские самолеты Сухого». В ближайшее время «Суперджеты» могут и вовсе перебазироваться отсюда в Иркутск. Отдел экспериментально-летных испытаний и доводки (ОЭЛИД) ЦАГИ ОКБ А.Н. Туполева почти сто лет, с 20-х годов прошлого века, именно с этого аэропорта проводил испытания многих туполевских самолетов. Но сейчас ОКБ Туполева свернул практически все программы испытаний с использованием взлетно-посадочной полосы аэропорта Жуковский.

Количество взлетов и посадок с аэропорта продолжает снижаться. А это ведет к ухудшению орнитологической обстановки.

Да, система по отпугиванию птиц в аэропорту в рабочем состоянии. При вылетах и посадках самолетов эта система включается. Но этого, оказывается, недостаточно. Как рассказал «Новой» один из сотрудников аэропорта, у птиц просто не успевает выработаться привычка, что эти места надо облетать стороной.

А для более серьезной работы по отпугиванию птиц у Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, которому принадлежит взлетно-посадочная полоса, просто нет денег. Предприятие погрязло в судебных процессах по выбиванию денег за уже оказанные услуги. К примеру, с марта этого года в Арбитражном суде Московской области идет судебный процесс, по которому ЛИИ пытается взыскать 162,6 млн руб. с АО «Рампорт Аэро» — оператора аэропорта Жуковский. Но АО «Рампорт Аэро» и само в долгах. В 2017 году убытки предприятия составили 541 миллион рублей. В 2018 году — и того больше, 667 миллионов.

Спасение пассажиров и экипажа А-321 обязано привлечь внимание не только к проблеме подмосковных свалок, но и к состоянию аэропорта Жуковский. Потому что в случае новых столкновений со стаями чаек на борту самолета просто могут не оказаться летчики-герои.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera