×
Комментарии

Прачечная «Осиная сеть»

Политическое кино в Венеции вышло на авансцену

Кадр из фильма «Прачечная»

Этот материал вышел в № 98 от 4 сентября 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Берлинале кусает локти — Мостра отбирает ее хлеб. Едва ли не половина конкурсных фильмов в Венеции так или иначе связаны с политикой, скандальными историческими фактами. В каких бы жанрах кино ни снималось, оно стремится в простых формах, «на бананах» разъяснить происходящее вокруг нас. По сути, это гибридный док или распространенный сегодня киножанр reenactment — реконструкция реальных событий или инсценировка с актерами. Многие картины начинаются с титра «в основе нашей истории реальные события». Дальше режиссер решает, в какую раму это reality поместить.

«Взрослые в комнате»

Трейлер «Взрослые в городе»

Классик Коста Гаврас («Дзета», «Пропавший без вести», «Аминь») предпринимает нечеловечески сложное кинематографическое расследование запутанной истории Грекзита. В фильме «Взрослые в комнате» — за закрытыми дверями международного валютного фонда ведутся ожесточенные переговоры. Министр Янис Варуфакис (Кристос Луулис) пытается убедить европротивников пересмотреть катастрофические для его страны условия программы погашения долга в ЕС. Греческому правительству приходится лавировать между давлением Евросоюза, требующего еще больше сократить зарплаты, продолжать массовые увольнения, — и обнищавшим населением, доведенным до края.

«Даже если продать Парфенон, денег все равно не хватит даже на долги», — вздыхает Варуфакис.

Гаврас показывает политику как танец — игру жестов, реверансов, неожиданных выпадов. Кульминация — референдум. Греки решали, следует ли правительству принять фискальные меры, предложенные Евросоюзом. Впрочем, дожить до этой кульминации непросто. Фильм топчется на одном месте, и только действительно заинтересованные разобраться в проблемах сосуществования европейских стран остаются до конца.

Зато греки в финале аплодировали.

«Осиная сеть»

Трейлер фильма «Осиная сеть»

Исследование с помощью камеры и артистов становится едва ли не главным трендом времени. Шпионский триллер «Осиная сеть» Оливье Ассаяса, получившего в 2012-м в Венеции приз за сценарий («Что-то в воздухе»), поведал нам историю кубинских шпионов из организации «Осиная сеть», созданной на американской территории в 1990-х. Тогда антикастровские группировки из Флориды совершали нападения и разнообразные вылазки по воздуху и по морю на Кубу. Кубинское правительство нанесло ответный удар по сети, заслав своих людей в террористическую организацию. В результате этой шпионской войны пять кубинцев оказались в американской тюрьме по обвинению в шпионаже и убийстве. Впрочем, Ассаяс не симпатизирует ни одной из враждующих сторон.

Ради справедливого будущего шпионы и контршпионы не гнушаются в средствах: взрывы в отелях, наркотики, оружие.

В ролях звезды — Гаэль Гарсиа Берналь, Пенелопа Крус, Вагнер Моура. Рабочее название фильма «Двойные жизни» многое объясняет. Главными жертвами бескомпромиссной борьбы становятся близкие бойцов невидимого фронта. Кстати, для конспирации гаванские террористы разговаривают в Майями по-русски. Дурачки, не знают, сколько наших людей в Майями.

«Прачечная» 

Трейлер «Прачечной»

Стивен Содерберг в «Прачечной» справляется со сложнейшей задачей. Ну возможно ли снять кино на тему многотомного Панамского досье? К тому же зрительское. Когда стало известно о съемках, все решили, что речь пойдет о героических расследованиях международного журналистского консорциума. Ан нет. В центре этой абсурдистской драмы сама юридическая фирма Mossack Fonseca — один из крупнейших в мире поставщик оффшорных финансовых услуг. Зарекомендовавшей себя десятилетиями работы с помощью мистификаций, хитроумных схем уклонения от уплаты налогов, отмывки денег. И умением тоннами бумаги подменять реальную деятельность. И вот партнеры — основатели «прославившейся» фирмы Юрген Моссак (Гэри Олдман) и Рамон Фонсека (Антонио Бандерас) в нарядных фраках блуждают по территории человеческих слабостей и грехов.

Очаровательные преступники объясняют нам, глядя прямо в камеру, как подставные компании и оффшорные счета делают богатых богаче, а бедных — беднее.

Объясняют на пальцах, точнее, на бананах. Открывают секреты сокрытия миллиардов, образно жонглируют фьючерсами и акциями.

Но главный герой фильма — пенсионерка Эллен Мартин (Мерил Стрип), пытающаяся получить страховку покойного мужа. Эллен — желтая панама, розовая сумка, разношенная обувь — шаг за шагом движется по следу от одной подставной компании к другой, пытаясь найти ответственного за сомнительные сделки, которые могут быть связаны с юридической фирмой «Панама-Сити».

Широким мазком Содерберг пишет абсурдистскую комедию о нынешнем мировом порядке финансовой коррупции. Игровая стихия фильма с париками и переодеваниями, созданного Netflix, не мешает узнать любопытные подробности про скандал с панамскими документами. Но главное — погрузиться в драму обычных людей, задыхающихся в щупальцах этого планетарного заговора.

Известно, что панамские документы обнаружили в десятках стран — участниц в коррупционной схеме. В расследовании принимала участие и «Новая газета». И наш Роман Анин получил Пулитцеровскую премию в номинации за объяснительную журналистику вместе с 300 журналистами из Международного консорциума, занимавшегося расследованием по «панамскому архиву».

В документах Mossack Fonseca фигурируют люди из ближнего круга нашего президента. Но что Содербергу, придерживающемуся левых взглядов, Россия? Впрочем, русские в фильме есть. Они скупают лакшери-недвижимость, платя исключительно налом, раскручивая карусель коррупционной системы. Однако Содерберга прежде всего интересует роль Америки в многолетних финансовых аферах. В фильме объясняют, что основная схема будущих махинаций была изобретена в штате Делавэр, ставшим «налоговым раем» для желающих скрыть доходы.

Венеция аплодирует Мерил Стрип и Стивену Содербергу, предпринявшему свое кинорасследование. Прачечные самообслуживания продолжают работать — денежное шоу must go.

Газету прочитает не всякий. Репутация телевизора опорочена. Но по-прежнему в мире любят звезд. Да и как не верить Мерил Стрип, Гэри Олдмену, Пенелопе Крус, Антонио Бандерасу. Остается надеяться на их талант и честность.

Венеция

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera