×
Сюжеты

«Видали и пострашнее»

Хедлайнером 32-й Международной книжной ярмарки в Москве стал Фредерик Бегбедер

Фредерик Бегбедер. Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 101 от 11 сентября 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Сергей Лебеденкосудебный отдел, корреспондент

 

— Школа началась! Хватит отдыхать! — зазывал с установленной у арки главного входа на ВВЦ сцены некий молодой человек. Но в приуроченных ко Дню города конкурсах посетители выставки участвовать не хотели, все шли отдыхать.

На протяжении нескольких последних лет 75-й павильон ВДНХ, где традиционно проходит ММКЯ, можно было узнать по очереди, огибающей здание. Но в этом году вместе с буквой «В» (всероссийская) в названии исчезла и логистическая неразбериха: организаторы скорректировали систему прохода, а вход переместился из глухого предбанника в глубине павильона прямо в основной зал, где в этом году пришедших встречал павильон эмирата Шарджи — почетного гостя ярмарки, который в этом году стал «Всемирной столицей книги» по версии ЮНЕСКО. Широкий, хорошо освещенный павильон, выстроенный в духе аравийской архитектуры, вместил несколько книжных стендов и небольшую выставку традиционной одежды. Программа стенда включала дискуссии о современной прозе и поэзии и даже паблик-ток об арабской фантастике, но в последний день ярмарки на стенде было пустовато.

Зато оживленно было в центре ярмарки, где большим полукругом с выстроенными поперек стеллажами разместилась выставка «1001 выдающаяся детская книга со всего мира». В этом году ММКЯ решила воспользоваться коллаборацией с детской книжной ярмаркой Болоньи и сосредоточиться на детской литературе. Организатор выставки, итальянский филолог и специалист по детской книге Грация Готти, ставила целью показать разнообразие форм детской книги — поэтому своеобразным противопоставлением кричаще цветистому стенду детской книги «Эксмо» стала целая галерея детских книг, выполненная в темных тонах.

— Эта секция называется «черная-черная книга», — объясняет куратор выставки Ольга Переходцева. — Она призвана показать, что детские книги, которые кажутся «мрачными», на самом деле могут быть очень полезными и выглядеть красиво. Есть здесь и страшилки, но кто их в детстве не любил?

Отдельное внимание было уделено стендам с книжками без текста, иллюстрированными современными художниками классикой и детским нон-фикшном, который, по словам Ольги, особенно тяжело издавать в эпоху, когда за любыми знаниями можно зайти в Википедию. Здесь на помощь авторам приходят картинки и оригинальные концепции: в «Овощах» Бернадетт Жерве в высоком разрешении показаны цветные и черно-белые фото овощей, а в «Истории одной квартиры» Александры Литвиной и Анны Десницкой с помощью иллюстраций рассказывается об истории XX века через историю обитателей одной московской квартиры.

Рядом с выставкой разместились стенды издательств детской литературы и young adult’a. В издательстве Clever вышла нашумевшая книга Фатимы Мирзы «Место для нас», а также забавный сборник лайфхаков для школьников «Караул, домашняя работа!» Ольги Узоровой и Елены Нефедовой. На стенде импринта «Эксмо» под названием Freedom, специализирующегося на литературе young adult, представили переиздание романа Эдуарда Веркина «Мертвец» — сплава городского фэнтези и магического реализма, основанного на городском фольклоре Поволжья. Издательство «Самокат» представило на выставке трехтомное переложение Иваном Поммо гомеровского эпоса и древнегреческих мифов, детектив Мари-Од Мюрай «Кроваво-красная машинка», магический реализм Ольги Романовской «Сиблинги» и еще один роман о «чудесном» — «Лампешку» Аннет Схап.

Стенды «Эксмо» и «АСТ» в этом году разместились в дальней части павильона. Несмотря на это, там было людно, но больше всего внимания привлекла сцена номер три, где ожидали еще одного гостя ярмарки — Фредерика Бегбедера. Актер Алексей Гуськов вспоминал, как в первый раз встретил писателя в Париже.

— Я подхожу и говорю «Здравствуйте, мсье Бегбедер, я ваш страшный фанат». А он ответил: «Видал и пострашнее».

Бегбедер, удивительно похожий на свое фото с промо-материалов выставки, сходу заметил, что Москва с момента его прошлого визита сильно похорошела:

— Идешь по улице и видишь, как люди сидят на верандах, террасах. Как в Париже. Мне это нравится.

Понравился Бегбедеру и состав собеседников: рассказав о серии книг малоизвестных французских писателей, которые в будущем году выходят в издательстве «Городец» под брендом «Коллекция Бегбедера», писатель показал на Андрея Геласимова и заметил: «Собственно, о чем говорить, когда серией занимается такой большой писатель». Лицо Геласимова было непроницаемо.

Алексей Гуськов представлял фильм «Элефант», в производстве которого выступил продюсером и исполнителем главной роли — писателя-графомана, который работает следователем.

— Для меня это фильм о человеке, который не замечает жизни вокруг себя, — размышлял Гуськов. Имя режиссера и автора сценария картины Алексея Красовского, который потребовал не упоминать его в титрах из-за разногласий с продюсерами картины, за время дискуссии не прозвучало ни разу.

Зато вспомнили Людмилу Улицкую и ее совет не скрывать «грязь» в тексте, если этого требует сюжет. Бегбедер согласился, но с оговоркой.

— Есть разница между воспроизведением каких-то жизненных деталей и результатом. Результатом должна быть красота. Поэтому если что-то не вписывается, если что-то плохо, это нужно убирать. Сложность писательства — в выборе, что вырезать.

Пока поклонники затаптывали Бегбедера у сцены в ожидании автографа, в соседнем павильоне начинающие иллюстраторы могли представить свои работы издателям и редакторам. Мимо стендов комикс-издательств сновали молодые художники с рисунками фантастических животных и героев фэнтези.

— А у вас Акишин есть? — спросил на бегу художник в футболке с принтом «Рика и Морти».

— Закончился, — радовались на стенде «Бумкниги».

Покупатели бодро расхватывали и комикс «Гимн для пионеров» художницы-дебютантки Александры Шевченко.

Неподалеку на стенде Ridero автор книги «Стань лучше в десять раз» объяснял, как внешний вид помогает здоровью.

На противоположной стороне ярмарки Церковь саентологии продавала «Дианетику» Рона Хаббарда: женщина в красно-желтом платье что-то рассказывала черноволосой девушке, положив ей пальцы на запястье. А посреди всего этого издательство Ad Marginem презентовало новую серию научно-популярных книг: «Введение в XXI век».

— У этих книг три шрифта — три скорости чтения. Вы можете прочесть часть крупным шрифтом за сорок минут, а чуть позже вернуться к книге и прочесть ее глубже. А потом вернуться к тексту самой высокой сложности.

В это время на сцене номер три вручалась премия «Блог-пост» для книжных блогеров. Победителей награждали призом в форме перевернутой пятиконечной звезды, сертификатом писательской школы Creative Writing School и номером журнала-спонсора «Дружба народов». Гран-при премии взял телеграм-блогер Владимир Панкратов — за канал «Стоунер» и премию для молодых писателей «Фикшен35».

В общем, происходило то, что происходит на всех книжных фестивалях: писатели встречались с читателями, вручались премии, подписывались книги, велись дискуссии.

Особых новаций, которые ожидались от нового руководства ярмарки, пока разглядеть не удалось. Правда, стало просторнее, а значит, удобнее для посетителей.

За «Красной площадью», конечно, не угнаться, но чем будет больше различий, тем лучше для читателей.

Под занавес ярмарки в зоне отдыха разгорелся скандал: лысый поджарый мужчина, представившийся «блогером», так не хотел уходить, что объяснял полицейским, что его якобы «толкнули и потребовали покинуть ярмарку», а «это зона отдыха, и я могу здесь находиться, сколько хочу!».

В это время одна из трех девочек, которых мужчина назвал дочерьми, загребла охапку рассыпанного пенопласта и бросила в сестру. Та никак не отреагировала. Девочка подошла к другой сестре и молча ее обняла. Та смотрела на стенд издательства «Молодая гвардия», откуда на них печально взирал Лермонтов.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera