Колумнисты

Призрак прекариата

В Калифорнии Uber заставят регистрировать работников

Забастовка водителей в Испании. Фото: EPA

Этот материал вышел в № 103 от 16 сентября 2019
ЧитатьЧитать номер
Общество

1
 

Когда в начале нулевых разнообразные любители «поисков себя» соблазняли нас красивой картинкой «счастливый фрилансер работает прямо с пляжа на сказочном Бали», никто даже не предполагал, в какой ад это провалится. Свобода от ежедневного хождения в офис казалась счастьем немногих избранных, в основном из числа программистов и веб-дизайнеров. Со стороны за этим наблюдали хозяева бизнеса, подсчитывая все минусы и плюсы.

В конце концов баланс сошелся, злая фея капитализма махнула своей волшебной палочкой, сказав: «Да будет так!» И полная занятость стала привилегией. Разумеется для вашего же блага.

Сегодня типичный представитель всемирной армии прекариата (гордое звание «фрилансера» давно уже забыто) — это не обласканный тропическим солнцем представитель «креативного класса», а усталый человек на самокате с коробкой-холодильником за плечами. Или таксист, которому приходится спать в собственной машине, потому что у него нет времени доехать до дома. Или учитель без «своей» школы, готовый по телефонному звонку сорваться на другой конец города, чтобы замещать заболевших или ушедших в отпуска коллег по пяти-семи разным предметам (такая практика еще не внедрена у нас, но уже процветает в Европе). Журналист, работающий без выходных и отпусков, зная, что контракт с ним могут разорвать в любой момент. Мастер, получающий заказы через мобильное приложение.

Идеи о том, как сделать рабочую силу «гибкой и адаптируемой к переменам», а точнее — как заставить людей вкалывать сверх всяких нормативов за копейки, а заодно максимально сократить все налоги, льготы и издержки, становились излюбленными темами всевозможных бизнес-форумов еще в конце прошлого века. Вариантов было придумано множество: вынос производств в бедные страны с авторитарными режимами, трудовая миграция, краткосрочные контракты и схемы заемного труда, но все они давали лишь относительный эффект.

А главное — оставляли работникам возможность объединяться и предъявлять какие-то требования своим хозяевам.

И тут на помощь пришли технологии нового века — в 2009 году в тестовом режиме впервые запустился Uber.

Как всегда, изначальная идея была по-своему привлекательной. У тебя есть пара свободных часов после работы и свой автомобиль? Поставь в смартфон приложение, возьми пассажира, а еще лучше — трех, заплати комиссию сервису и помни, что ты никакой не «таксист», а «независимый подрядчик». Переводя с юридического языка на русский — «и никто тебе ничего не должен». Разумеется появление Uber мгновенно обвалило цены на перевозки, а заодно выбило с рынка традиционные таксопарки. Тем, кто хотел остаться, пришлось точно так же перейти на работу через приложения. Потребителю нравилось, и его нисколько не смущало постоянно растущее число происшествий с такими такси, потому что быстро и дешево.

В 2014 году впервые прозвучал этот термин — «уберизация». Хотя по сути ничего инновационного во всем этом нет: перед нами всего лишь возвращение старой доброй сдельщины, только обернутой в новую упаковку. В том же году распахнулось и дно самого дна в лице сервиса UberEats. Его клоны появились и в России — «Яндекс Еда» и Delivery Club, а люди с желтыми и зелеными коробками мгновенно заполонили улицы городов-миллионников. Время было выбрано самое что ни на есть подходящее — кризис выбросил на улицы огромную «резервную армию труда», чьи ряды к тому же пополнились лишившимися работы из-за «сжатия» экономики мигрантами. А в скором будущем к ней же добавятся и порожденные правительственной реформой «предпенсионеры», от которых работодатели станут избавляться под любыми предлогами.

Для потребителя доставка свежей и еще горячей еды на дом или в офис стала доступной услугой, и, как и в случае с такси, никто не хочет знать, какова цена столь удобного сервиса.

В апреле 2019 года узнать все-таки пришлось — на всю страну прогремел скандал, вызванный смертью курьера «Яндекса» Артыка Орозалиева. Молодой спортивный парень, не болевший ничем кроме насморка, свалился замертво после того, как 10 часов подряд развозил на велосипеде заказы. И это законченный в своей мерзости символ современного рынка труда.

Можно описать во всех подробностях внутреннюю «кухню» убер-доставки, но лучше откройте YouTube, зайдите на канал «Вестник Бури» и посмотрите там ролик с красноречивым названием «Как Яндекс Еда ест людей».

Строго говоря, «убер-схемы» на рынке труда живут и процветают лишь по одной причине: из-за превращения работников формально в индивидуальных предпринимателей, а фактически в рабов-одиночек, не имеющих даже физической возможности договориться между собой. Однако архитекторы «гиг-экономики» забыли о том, что те же самые технологии, которые обеспечивают атомизацию рабочей силы, могут послужить и инструментом для ее самоорганизации. Иными словами — что профсоюз можно создать и в Телеграме.

Осенью 2016 года Италию сотрясла забастовка курьеров сервиса Foodora, в декабре 2018 года отказались работать курьеры Amazon в Германии, сорвав доставку рождественских подарков в нескольких крупных городах, в апреле 2019 года забастовали курьеры в Греции, а прямо сейчас бастуют работники Delivery Club уже у нас, в Казани. И все чаще во время таких акций выдвигается требование постоянной занятости —

покончить с фрилансом, признать «подрядчиков» полноправными наемными работниками с правом на постоянную зарплату, больничные и отпуска.

И, наконец, за эту схему взялись всерьез, а пошедший куда-то не туда «прогресс» начали разворачивать. Еще прошлой зимой в Британии был принят закон о том, что все работающие в местном Uber водители должны считаться сотрудниками компании с гарантированной оплатой труда. А на днях точно такую же норму принял сенат штата Калифорния, но уже для курьеров, запретив Amazon, Uber, DoorDash и другим игрокам рынка логистических услуг рассматривать работающих на них людей как «независимых подрядчиков».

Скорее всего, аналогичные законы появятся и в других американских штатах, «убер-схемы» перестанут приносить сверхприбыли, ибо их источником является именно сверхэксплуатация рабочей силы. Ответ их хозяев заранее понятен — это автоматизация и сокращение «живых» рабочих мест. В США Amazon уже вовсю осуществляет доставку до двери дронами, и даже у нас технологический отдел «Сбербанка» тестирует робота-курьера, правда пока что способного работать только внутри зданий.

Автоматизация доставки в любом случае неизбежна, а борьба работников за свои права во все времена была игрой с переменным успехом для обеих сторон. Важно другое — что

мировой прекариат, кажется, вырос, осознал себя реальной силой и готов породить даже более мощное социальное возмущение, чем рабочее движение в начале прошлого века.

Курьеры, программисты-фрилансеры, работающие по совместительству врачи, учителя и даже университетские профессора могут объединиться вокруг всеобщего требования — возврата к модели постоянной занятости. И тогда инновационной экономике не поздоровится по-настоящему.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera