Сюжеты

Беспощадно и со смехом

«Кафка-кодекс»: герои и жертвы судебной системы под одной книжной крышей

Этот материал вышел в № 105 от 20 сентября 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталия СавоськинаНовая газета

 

Моя студенческая подруга, женщина в сегодняшней России постольку счастливая, поскольку сосредоточена исключительно на семейной жизни, еще в начале первого курса, когда августовский кризис рубанул ряд девичьих перспектив, включая амбицию курить «Парламент» вместо «Явы явской», научила меня приему: «Во всех непонятных ситуациях представляй, что ты персонаж мультика». Во многих настигших нас личных и общественных нарративах этот, как выяснилось, лайф­хак, реально работал, наверное, так же, как ремесленные антистресс нлп-приемы.

Последний раз не получилось на митинге на Сахарова. Заметила такого всеми узнаваемого гиперобобщенного вида человека, одного из известных правозащитников и хранителей Немцова моста, которые, по сути, ведь святые люди (все мы знаем еще с 90-х этот типаж городского неистового, со спутанной речью и крепкой риторикой). Человек этот с супругой дольше остальных не расходились под скандирование «Граждане, расходимся» с одной стороны ограждений и «Мы ждем перемен» — c другой. У дедушки с Немцова моста был лозунг в форме двустороннего бумажного пакета на палке. На одной стороне было крупными буквами написано «Путин Кафка», а на другой что-то совсем библейское, кажется.

К тому времени на сайте «Новой» уже год выходили в разной степени душераздирающие и лапидарные комиксы под плашкой «Кафка-кодекс».

Можно сказать, эта рубрика и итоговый сборник «Кафка-кодекс» («КомФедерация») появились от бессилия — когда предел терпения, дно живой человеческой реакции пробито снизу и прямой эмоции — сострадать, волноваться, негодовать — уже не хватает. Взгляд с общего плана на портрет самого явления — абсурдных решений российского суда — привел юридического обозревателя «Новой газеты» Леонида Никитинского и его коллег к изобразительному языку абсурда, где «Кафка» — имя нарицательное.

В сборник «Кафка-кодекс» вошли комиксы, опубликованные в «Новой газете» в 2018–2019 годах. Это сатирическое отображение реальных судебных процессов и решений, вынесенных в основном за последние два года. Все герои тут жертвы — никто из них не думал бросать вызов державной власти. Отчаянный фермер и феминистки в соцсетях, бесправные дворник-мигрант и неформальный художник, униженный сборщик подписей и неудобный журналист, хозяин малого бизнеса и вдруг оказавшийся в наручниках лютеранский пастор — все двадцать историй не про политику, а про нас — маленьких людей с нашей частной жизнью. К каждому делу даны комментарии экспертов — юристов, правозащитников, адвокатов. Картинки нарисованы отличными художниками — и давно работающими в СМИ карикатуристами, и молодыми авторами, уже занявшими нишу русского комикса.

Во многом благодаря сильной школе отечественной книжной иллюстрации у нас появился свой «графический роман». Слово «комикс» связано для читателя со смешным и легким, а темы репрессий, геноцида, войны и блокады — с трудной безжалостной правдой. И чтобы ее донести, приходится учитывать особенности восприятия молодой аудитории, которая в своей массе воспринимает реальность через 10-секундные образные высказывания. Графический роман на основе документов и дневников дает им прививку сложных тем. Сегодня это документальное рисование наследует европейскую традицию улавливания характерного в действительности. Которая дает по-новому увидеть эту действительность. Англо-саксонская практика рисования в судах и французская газетная карикатура — это не просто канон, это еще и завоевание цивилизации. Верно ли, что одна эпоха рождает плакат, а другая — эзопов язык? Был ли американский комикс национальным ноу-хау для преодоления Великой депрессии? Является ли ироническая дистанция спасительным способом принять ту меру драмы и абсурда, которую не вмещает сознание?

«Мы предлагаем посмотреть на очень серьезные вещи беспощадно и со смехом» — единственный призыв тщательного издания питерского издательства «КомФедерация», локомотива русского комикса. «Страх управляет нашим разумом и поведением. Но страха нет — есть наша подчиненность его ожиданию. Смех же спасает от страха. В каждой деревне должен быть хоть один дурак, иначе все передерутся. Когда в дураки выбираем наиболее могущественного, то сами становимся умными. Ни смех, ни красота не спасут мир. Его и спасать-то не надо. Давайте жить», — добавляет художник Капыч, мэтр советской и российской газетной иллюстрации Алексей Капнинский. В этом вы убедитесь, прочитав-посмотрев «Кафку-Кодекс».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera