Сюжеты

Классика в экспресс-формате

Валерий Гергиев презентовал в Москве свой новый проект — Первый Международный фестиваль «Зарядье»

Этот материал вышел в № 125 от 8 ноября 2019
ЧитатьЧитать номер
Культура

1
 

В столичном культурном ландшафте он возник абсолютно неожиданно. В его основе — Симфонический оркестр и хор Мариинского театра. Чем по своей художественной сути он отличается от Московского Пасхального фестиваля, понять сложно. Разве что форум не планирует путешествовать по стране, а хочет обосноваться в концертном зале «Зарядье», чтобы подтвердить его незаурядные акустические возможности. Но устроители, похоже, так торопились, что даже настоящего названия не придумали. И получилось «Зарядье» в «Зарядье».

РИА Новости

Напомним, что этот современный зал мирового уровня строился при непосредственном участии Валерия Гергиева и по проекту известного инженера-акустика Ясухиса Тоёта, который создавал шикарную акустику и Концертного зала Мариинского театра.

По первоначальному замыслу предполагалось, что «Зарядье» станет московской резиденцией Мариинского театра, у которого уже есть филиалы во Владивостоке и Владикавказе. Но столичные власти в последний момент, когда зал был почти готов, решили сохранить независимость этой площадки. Правда, открытие зала в сентябре прошлого года все равно прошло не без скандала: выступление выдающегося итальянского дирижера Риккардо Мути было отменено за несколько дней до концерта, превратившегося в закрытый вечер Мариинского оркестра под управлением Валерия Гергиева для политической элиты в обществе президента.

Владимир Путин и на этот раз поддержал Валерия Гергиева, приехав на заключительный концерт фестиваля «Зарядье». Официальная формулировка: чтобы поздравить лауреатов недавнего конкурса имени П.И. Чайковского.

Однако, по решению администрации «Зарядья» на афише зала слово «фестиваль» не появилось. Шли просто концерты, согласно договору об аренде зала с организатором — Благотворительным фондом Валерия Гергиева. Не было ни фестивального сайта, ни буклета, только малюсенькая программка для каждого концерта, сделанная, видимо, в такой спешке, что треть имен солистов вообще не была указана.

Девять концертов дали призеры конкурса имени Чайковского, включая одного из постоянных партнеров Гергиева — Дениса Мацуева. Привычный филармонический формат никак не отразил новые акустические возможности зала. Пианист и прежде выступал в «Зарядье». Но форум дал шанс еще одного выступления лауреатам конкурса, некогда бывшего красивой витриной Советского Союза, а ныне переживающего кризис. Преодолеть его государство и поручило Валерию Гергиеву.

Акустические и иные технологические возможности зала должны были представить оперы — «Тангейзер» Вагнера и «Иоланта» Чайковского, прозвучавшие в концертном варианте, и совсем новая премьера Мариинского театра «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в постановке Анны Матисон. Но почему-то Гергиев в этих операх-концертах поставил солистов за мощный оркестр, а такая диспозиция не обеспечивала выигрыша ни солистам, ни акустике зала. Только тенор Сергей Скороходов в титульной партии вагнеровского «Тангейзера» явил уникальный технический класс и художественный уровень исполнения, остальным было откровенно трудно.

Последнее время Мариинка выпускает много премьер именно в концертном зале. И несмотря на все старания, эти постановки производят впечатление костюмированного исполнения, если даже и называются спектаклями. Такой формат быстрее и дешевле в реализации, к тому же он менее притязателен. В Мариинке когда-то работали такие выдающиеся мастера, как Паунтни, Карсен и Вик, сегодня их место заняли скромные труженики режиссерского цеха и дебютанты, готовые работать в экспресс-режиме.

И в случае с оперой Дебюсси это особенно обидно, потому что оркестр под дирижерской палочкой Валерия Гергиева звучит потрясающе, передавая все нюансы партитуры, и ансамбль солистов подобран очень удачно. Хрупкая, нежная Айгуль Хисматуллина с серебристым сопрано — чудесная Мелизанда. А вот Анна Матисон вместо тонкой символисткой интерпретации сюжета Метерлинка предлагает скорее парафраз «Сказки о рыбаке и рыбке»…

Сейчас уже понятно: чтобы фестивалю стать заметным событием насыщенной культурной жизни Москвы, ему необходимы креативные идеи и новые выдающиеся исполнители из числа тех, кто к нам приезжает редко или вовсе не бывал в России. Только талантливая молодежь и гастрольные реплики мариинских спектаклей вряд ли справятся с этой задачей. Тем более что зал «Зарядье» всего за два сезона научился успешно конкурировать на поле зрительского внимания, постоянно предлагая эксклюзивные программы в исполнении выдающихся музыкантов.

Мария Бабалова —
для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera