СюжетыЭкономика

Принцип ещё одного окна

У предпринимателей появился новый способ пожаловаться на силовиков

Фото: «Новая газета»
Фото: «Новая газета»

Накануне начала работать в пилотном режиме платформа «ЗаБизнес.рф», предназначенная для оперативной подачи и обработки жалоб на незаконные действия силовиков по отношению к предпринимателям. Обращение можно направить в Генпрокуратуру, Следственный комитет, МВД и ФСБ.

Для подачи обращения человек должен зарегистрироваться, описать проблему, а также приложить фото- и видеоматериалы, доказывающие факт давления. На момент публикации материала на платформе зарегистрировано 107 обращений, всего в системе 569 пользователей.

Создать цифровую платформу, куда предприниматели могли бы направлять жалобы на давление силовиков для рассмотрения вопроса по существу, поручил президент Владимир Путин во время Послания Федеральному собранию в феврале. «Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — говорил он.

Путин отмечал, что почти половину дел, возбужденных против предпринимателей, закрывают до того, как они дойдут до суда.

«Из поступивших на платформу заявлений очень много действительно острых вопросов, которые должны найти подтверждение. Я думаю, что к концу года мы сможем примерно дать рейтинги регионов. Уже за день у нас обозначаются рейтинги с неблагополучной ситуацией и нейтральной. Картинка вырисовывается очень хорошая», — рассказывает директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» Элина Сидоренко.

Согласно поступившим обращениям, давление наблюдается не только на малый и средний бизнес. В некоторых жалобах речь идет о давлении правоохранителей даже на градообразующие предприятия.

Обращения на платформу должны рассматриваться в течение суток. За это время проверяется, имеют ли они под собой обоснование, существуют ли заявители и действительно ли жалобы касаются экономических преступлений. «Если это отвечает требованиям, то предприниматель или его законный представитель идентифицируется», — рассказывает президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. Если человек в обращении отмечал общественную организацию, то ей тоже приходит ответ. После направления жалобы в центральный аппарат правоохранительного органа он проводит свои служебные расследования. По закону на ответ дается 30 дней.

За движением дел на платформе могут наблюдать бизнес-объединения.

У них есть возможность делать обзоры, давать рекомендации по рассмотрению жалоб, но навязывать решения по обращениям они не могут. Если при подаче заявления предприниматель указывает бизнес-объединение или организацию, они рассматривают его в рамках своего внутреннего распорядка и регламента. При подаче жалобы можно отметить и бизнес-омбудсмена. По некоторым заявлениям платформа может просить у заявителя уточнить позицию и приложить документы для усиления аргументации в центральном аппарате. «Это нужно, чтобы центральный аппарат на основании довода, что недостаточно данных, сведений, не мог одновременно сразу же отклонить заявление», — объясняет Сидоренко.

«Это (создание платформыРед.) на пользу и предпринимателям, и самим силовым органам, потому что часто же тоже голословно обвиняют. Здесь есть возможность разобраться с конкретным делом без всякой предвзятости, защиты мундира на региональным уровне, дать ответ, и обращающемуся, и общественной организации», — считает Калинин.

В работе платформы есть некоторые нюансы. Подавать обращения может либо сам бизнесмен или исполнительный орган юрлица, на которое, по его мнению, оказывается давление со стороны силовиков, либо представитель по доверенности, например, адвокат. «Средства массовой информации и сама платформа не участники процесса», — объясняет Сидоренко. Заявление в правоохранительные органы приходит именно от конкретного человека или юрлица, отмечает она: «От нас стоит ниточка, что это дело пришло с платформы. Тогда центральный аппарат [правоохранительного органа] включает механизмы, установленные специальным приказом по регламенту рассмотрения такого рода заявлений».

Элина Сидоренко. Фото: youtube.com
Элина Сидоренко. Фото: youtube.com

Подавать жалобы на действия силовиков необходимо до судебного решения. «Сейчас поступает очень много интересных обращений, где речь идет об обжаловании действий, связанных с ненадлежащим исполнением судебных решений правоохранительными органами. Платформа такого рода обращения принимает», — уточняет Сидоренко. Однако на нее поступают и жалобы предпринимателей, связанные с их личными отношениями и личным имуществом. Такие обращения она отклоняет с рекомендацией обратиться в компетентные органы.

Среди решивших подать жалобу через новую платформу — ямальский предприниматель Олег Ситников, чье дело в октябре начали рассматривать в Ново-Уренгойском городском суде. Ему инкриминируется сразу пять эпизодов по ст. 199 УК (уклонение от оплаты налогов). «Новая газета» рассказывала, что в отношении предприятий Ситникова проводились несколько сотен проверок, из-за чего прокурору ЯНАО Александру Герасименко выносили строгий выговор. В мотивировочной части приказа генпрокурора Юрия Чайки говорилось, что им «на протяжении нескольких лет инициировались проверки группы компаний Ситникова при отсутствии законных оснований…». Предприниматель обещал сообщить «Новой газете» о результатах отправки обращения на платформу «ЗаБизнес.рф».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow