СюжетыПолитика

Зачем?

Этот вопрос задает русским друзьям президент Сербии на фоне шпионского скандала

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2019
Читать
Президент Сербии Александр Вучич на встрече с Владимиром Путиным. Фото: РИА Новости
Президент Сербии Александр Вучич на встрече с Владимиром Путиным. Фото: РИА Новости

В зыбком свете уличного фонаря по-приятельски обнимаются два человека. Лицо того, кто постарше, закрыто компьютерной бляшкой; молодого видно превосходно, и в нём очень быстро будет опознан помощник военного атташе России в Белграде Георгий Клебан. Двое друзей, показывает нам ролик на ютьюбе, пьют пиво в каком-то не слишком презентабельном заведении и обмениваются пакетами. Затем старший садится в машину, достаёт из своего пакета бутылку водки, которую бросает на сиденье, и конверт с деньгами. Разворачивает купюры веером, словно хочет продемонстрировать их камере наблюдения.

Активное мероприятие ГРУ, если мы правильно употребляем данный термин, произошло в окраинном районе Белграда Земуне ещё 24 декабря 2018 года, а приятелем российского разведчика оказался отставной подполковник сербской армии. От него остались только инициалы — Z.K. Что касается Клебана, успевшего покинуть Сербию в июне нынешнего года, то, по данным сербской контрразведки, он контактировал с тремя «конспиративными источниками» в десяти эпизодах и в трёх случаях передавал сербским военнослужащим деньги. Существуют фото, а также видео- и аудиозаписи этих встреч. Данные детали сообщил прессе лично президент Вучич, которому пришлось провести в четверг экстренное заседание Совета национальной безопасности.

Первая спонтанная реакция сербов после появления ролика была по-человечески искренней. Премьер Ана Брабич сказала: если всё это окажется правдой, «у нас будет большая проблема». Министр обороны Александр Вулин также звучал достаточно озабоченным. «Ситуация серьезная. Я вижу за этим попытку помешать тому, чтобы Сербия оставалась нейтральной в военном отношении страной», — сказал он. Для объяснений к Вучичу вызвали российского посла Александра Боцана-Харченко.

Однако затем пошла игра на понижение. Перед заседанием Совета национальной безопасности телерадиокомпания RTS распространила интервью, которое дал ей Реля Жельски, начальник отдела аналитики в Военном контрразведывательном агентстве (BIA). Крайне важно сказать, заявил он, что «проводимые в Сербии подрывные разведывательные операции не следует связывать исключительно с Российской Федерацией», поскольку это неверное заключение, и это не «единичный случай». Под эту экспертную оценку хорошо подвёрстывается сообщение белградской газеты «Блиц», которая писала, что ролик в ютьюбе, скорее всего, был размещён американскими спецслужбами. Прежде, чем им это удалось, утверждал источник газеты, было сделано более полусотни неудачных попыток, но российская сторона успешно их предотвращала («Каждый веб-сайт, публиковавший видео, терпел крах в рекордно короткие сроки»).

Наоборот, продолжал Жельски, «хотя это звучит как теория заговора, не только другие великие державы, такие, как США, Великобритания и Франция, но и региональные игроки, достаточно упомянуть Хорватию и Албанию, весьма активны в достижении своих интересов в Сербии… Руководство страны сталкивается с большим давлением, цель которого — заставить его отказаться от стратегических направлений и курсов, которые оно выбрало».

«Уверен, что президента Путина не информировали об этой акции» — такой фразой Вучич фактически положил конец развитию шпионского скандала.

Выступая в четверг после заседания Совета национальной безопасности, Вучич сказал: «Сербия не забывает, что Путин сделал для Сербии в международных организациях, а также для оснащения сербской армии». Мы, напомнил он, были единственной страной, которая не ввела санкции против России, не голосовала против интересов Российской Федерации, и только Сербия проводит военные учения с российской армией. Мы никогда и никаким образом не ставили под угрозу свою дружбу с Россией. «Вот почему я спрашиваю русских друзей, и я задал также этот вопрос российскому послу — зачем? Не увидел в этом никакой логики».

Вучич подтвердил приверженность своей страны принципу военного нейтралитета, заявив: «В НАТО Сербия вступать не будет».

Таким образом, скандал разгорелся и потух в рекордно короткие сроки. Всё это время Москва сохраняла олимпийское спокойствие. Это не совсем вопрос администрации президента, цитировало агентство РИА Новости пресс-секретаря Дмитрия Пескова, но «уверен, что отношения между Россией и Сербией носят настолько особенный характер — партнерский, братский, союзнический характер, что ничто не может на этот характер повлиять».

Георгий Клебан. Фото: twitter.com/christogrozev
Георгий Клебан. Фото: twitter.com/christogrozev

Однако вопрос Вучича — «Зачем?» — остаётся. Даже если отвлечься от непрофессионализма отечественной разведки: после Солсбери это стало настолько общим местом, что и говорить неудобно. В какой-то мере реплике президента Сербии отвечает расследователь из Bellingcat Христо Грозев: вопреки существующему мнению, похоже, что некоторые фигуры в разведывательных и правоохранительных кругах Сербии не слишком радуются активности ГРУ в их стране.

На 4 декабря назначена встреча Вучича с президентом Путиным. Несмотря на её, по всей видимости, рабочий характер, представитель МИД Мария Захарова назвала предстоящее в Сочи событие встречей на высшем уровне. По ее словам, перед авторами видеоролика стояла задача настроить людей «соответствующим образом» перед целым рядом переговоров и встреч.

Георгий Клебан прямо как знал, что спустя год после той знаменательной встречи он поможет кого-то таким образом настроить…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow