КомментарийКультура

«ДАУ». Увечный показ

Комментарии к запрету четырех фильмов из масштабного проекта Ильи Хржановского

Этот материал вышел в номере № 139 от 11 декабря 2019
Читать
«ДАУ». Увечный показ
Кадр из проекта «Дау»

Министерство культуры отказалось выдать прокатное удостоверение четырем фильмам из проекта «Дау» режиссера Ильи Хржановского. Запрет наложен на картины: «ДАУ. Наташа», «ДАУ. Новый человек», «ДАУ. Нора Сын», «ДАУ. Саша Валера».

Об этом гласит письмо на бланке от 25 ноября, которое есть в распоряжении редакции «Новой газеты». Чиновники ссылаются на постановление правительства «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм…» и административный регламент Министерства культуры. Эти документы предусматривают отказ в выдаче прокатного удостоверения, если фильм содержит материалы, пропагандирующие порнографию.

Есть в письме и указание на часть 1 стать 242 УК РФ, которая касается незаконного изготовления и (или) «перемещения через государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования порнографических материалов или предметов — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или… принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Другие шесть частей фильма прокатное удостоверение получили.

Автор фильмов Илья Хржановский направил министру культуры Владимиру Мединскому ответное письмо. Он пишет о несправедливости формулировки, которая «звучит как обвинение по известной статье уголовного кодекса». «В «Дау» откровенные сцены, — говорится в письме, — существуют как часть художественного образа и кинематографического языка, а не как пропаганда порнографии».

Илья Хржановский. Фото из личного архива
Илья Хржановский. Фото из личного архива

Илья Хржановский перечисляет участников проекта, среди которых Теодор Курентзис, Анатолий Васильев, Ромео Кастелуччи и другие. Озвучивали фильм Жерар Депардье, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Ханна Шигулла и другие.

«Трудно представить себе, — продолжает режиссер, — что эти люди взялись бы озвучивать порнофильмы».

Для автора его проект — целостное художественное произведение, поэтому фильмы, «представленные к получению прокатного удостоверения не подлежат искусственному отбору и изъятию решением ведомственных комиссий».

письмо ильи хржановского министру мединскому
 
Уважаемый Владимир Ростиславович! 25 ноября с.г. я узнал из сообщений в СМИ (на тот момент наша кинокомпания никакого (официального или письменного) извещения об этом не получала), что шести фильмам кинопроекта «ДАУ» прокатное удостоверение выдано, а четыре фильма запрещены к показу на территории РФ в связи с наличием в них материалов, пропагандирующих порнографию. Я считаю эту формулировку глубоко несправедливой, не говоря о том, что она звучит как обвинение по известной статье уголовного кодекса. Откровенные сцены, наличествующие в фильмах, существуют там как часть художественного образа и кинематографического языка, а не как пропаганда порнографии. В создании фильмов «ДАУ» принимали участие такие выдающиеся деятели мировой культуры, как дирижер Теодор Курентзис, лауреат Нобелевской премии, физик Дэвид Гросс, режиссеры Анатолий Васильев, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, художники Марина Абрамович, Борис Михайлов, Карстен Хеллер и другие. Главный оператор проекта — классик мирового кинематографа Юрген Юргес. Дубляж фильмов на иностранные языки был осуществлен всемирно известными актерами Жераром Депардье, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Изабель Аджани, Ханной Шигуллой, Шарлоттой Рэмплинг, Уильямом Дефо, Ларсом Айдингером, Барбарой Зуковой, Мартином Вудке и другими. Трудно себе представить, что эти люди взялись бы озвучивать порнофильмы. Кинопроект «ДАУ» был создан как целостное художественное произведение, поэтому фильмы, представленные к получению прокатного удостоверения, не подлежат искусственному отбору и изъятию решением ведомственных комиссий. Есть очевидные меры, такие как возрастные ограничения, и это вполне объяснимо, но почему взрослые граждане свободной страны вынуждены жить по указке неведомой им комиссии Минкульта? Я хотел бы ознакомиться со списком членов комиссии Минкульта, которая вынесла решение относительно прокатной судьбы проекта «ДАУ» и взяла на себя ответственность за лишение аудитории огромной мультикультурной страны права на свободный выбор. Я сомневаюсь, что у этих лиц достаточно профессиональной компетенции для принятия таких решений. Прошу Вас сформировать экспертную комиссию из независимых высокопрофессиональных специалистов в области этики, культуры и искусства и получить их оценку кинопроекта «ДАУ» с точки зрения наличия в нем пропагандирующих порнографию сцен. Мне, как и всем участникам проекта «ДАУ», хотелось бы, чтобы нашу работу увидели в первую очередь российские зрители. Мы верим в возможность проката кинопроекта «ДАУ» на территории России как единого и целостного художественного произведения. Кинорежиссер Илья Хржановский 3 декабря 2019 г.
Институт, воссозданный для проекта «Дау»
Институт, воссозданный для проекта «Дау»

На следующий день после запрета министр культуры предположил, что кино, запрещенное к показу в кинотеатрах, «на интернет-ресурсах может, наверное, демонстрироваться с соответствующими предупреждениями». Возникли новые вопросы. Если чиновники сами уже обвинили режиссера и установили, что «фильм содержит материалы, пропагандирующие порнографию», как же его можно распространять в интернете?

В начале прошлой зимы проект жил своей жизнью во Франции, многочасовое кино при большом стечении публики демонстрировали в пространстве парижских театров де ля Вилль, Шатле и в Центре Помпиду. На фильмы, часть из которых действительно откровенны до скандальности, написаны сотни рецензий, положительных, восторженных, скептических, но без обвинений в нарушении УК.

Илья Хржановский обратился с просьбой к министру сформировать экспертную комиссию из «независимых высокопрофессиональных специалистов… и получить их оценку с точки зрения наличия в проекте «Дау» пропагандирующих порнографию сцен».

Back in USSR, или Даувиль

«Дау» — песня о родине. О великих замыслах и ничтожной ценности жизни

«Дау» — слоеный междисциплинарный артпроект, формировавшийся почти 13 лет. Точкой отсчета стала идея байопика режиссера Ильи Хржановского о гениальном физике Ландау, лауреате Нобелевской премии. В этом многолетнем киноэксперименте приняло участие более 400 человек. Граница между вымыслом, связанным с жизнью реальных людей прошлого и настоящего, размывалась. Люди в провале времени начали жить собственной жизнью. Сценарий Владимира Сорокина сочинен по мотивам мемуаров Коры Ландау. Главную роль сыграл Теодор Курентзис. В создании фильмов приняли участие кинокомпании из Германии, России, Украины и Швеции. По сути, это кино о людях, пытающихся в бункере личных отношений, личных проблем отгородиться от государства, но у этого бункера прозрачные стены. И эта сквозная мысль оказалась мрачным предсказанием для судьбы самого проекта.

В разговоре с корреспондентом «Новой» Илья Хржановский заметил, что считает оскорбительным и само обвинение, и то, что судьбу художественного произведения решают чиновники.

При существующем обвинении даже пересечение границы с фильмами может быть расценено как преступление. По сути, оскорбленными и обвиненными оказались все те замечательные люди, которые приняли участие в проекте «Дау». Ему кажется необходимым изменить эту форму, а обвинение надо снимать или доказывать.

Будут ли допущенные министерством фильмы из проекта «Дау» показаны в России, решит сам режиссер.

Мы попросили дать комментарий к происходящему литератора, кинокритика и блогера Александра Тимофеевского.

АлександрТимофеевский

кинокритик, эссеист, блогер

«Я бы плюнул на кинотеатры и ушел в сеть» 

Фильмы проекта «Дау» Ильи Хржановского — огромное событие в искусстве, прежде всего, в кино, конечно, но совсем не только. В чем состоит подлинность, а в чем игра, что есть документ, а что выдумка, где начинается настоящее и кончается прошлое, и кончается ли оно вообще, возможна ли в принципе законченность и чем она отличается от бесконечности — эти важнейшие пограничные сюжеты, сквозные для всех фильмов проекта «Дау», определяют современную эстетику в кино, в словесности, в театре, в изобразительном искусстве. Смешно и нелепо искать тут порнографию.

К тому же такие поиски учтены проектом, дурацкий поисковик, глупый глаз в нем заложен и заранее спародирован. Существует набор формальных признаков, определяющих порнографию, и они в фильмах «Дау» есть, эти признаки, а порнографии нет, совсем, и это тоже один из пограничных сюжетов «Дау». Напрасно торжествующие эксперты, слышавшие про этот набор, прибегут обличать, роняя слюну и облизываясь: глядите на экран, там мужские эрегированные пиписьки, о ужас, их надо вырезать или запретить. Мужские эрегированные пиписьки можно зорким глазом отыскать и на римской вилле Фарнезина, расписанной Рафаэлем и его учениками, и мы даже подскажем — как. В великих фресках, в которых люди столетиями видят идеальный мир, утраченный рай, можно узреть фаллической формы овощи, крайне непристойные.

Хорошо, что эксперты российского Минкульта не властны над Фарнезиной, а то бы они потребовали сделать в ней купюры или закрыть.

Дело совсем не в наборе признаков. Вот они, признаки, но люди ходят на школу Рафаэля в поисках гармонии, а не для того, чтобы возбудиться и помастурбировать. Точно также и на «Дау» зритель не придет, чтобы работать руками, для этого есть подспорье попроще, не отягощенное смыслами, как фильмы Хржановского. Они, кстати, тоже про утраченный рай — очень драматичный, сильно смахивающий на ад, и это, пожалуй, главный пограничный сюжет всего проекта.

Разумеется, зрители имеют право с ним ознакомиться. Разумеется, фильмы «Дау», художественно очень сильные, должны быть доступны в кинотеатрах. Разумеется, никакое министерство не имеет права никому ничего запрещать. Запрещена по нашей конституции именно и только цензура. Но ведь это бессмысленно объяснять. Бессмысленно и безнадежно. Поэтому я бы плюнул на кинотеатры и ушел бы в сеть. Интернету никто не указ, как и вилле Фарнезина. Создать там большой портал «Дау» — сложная и увлекательная задача, в результате которой проект может получить новую жизнь. Законченную или бесконечную, это открытый вопрос.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow