СюжетыКультура

VIII докфест от «Новой» и Артдокфеста завершен. Спасибо, что были с нами!

Мы зафиксировали почти 80 тысяч зрителей

Этот материал вышел в номере № 145 от 25 декабря 2019
Читать
VIII докфест от «Новой» и Артдокфеста завершен. Спасибо, что были с нами!
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
В дни зимних каникул на нашем уже традиционном фестивале приглашаем вас посмотреть фильмы, отобранные из большого списка. Документальный пейзаж действительности получился нетривиальным и разнообразным. Здесь ток прошлого заряжает и разряжает настоящее, поэзия без спроса вторгается в унылую прозу. Но главное, здесь живое дыхание и пульс большой страны, зафиксированные камерой талантливых авторов. Кино без прикрас и патетики. У каждого времени свои трудные вопросы. Фильмы, которые не любит наше телевидение, такие вопросы задавать не боятся. Вместе со зрителем ищем ответы на них.
Документальный фестиваль завершен
 
Фестиваль пройдет с 3 по 12 января 202о года в формате: один день — один фильм.Каждая картина будет доступна только в свой день с 00.00 до 23.59 (время московское). Обсудить картины вместе с авторами читатели могли в комментариях.
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая»
Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая»
3 января

Фильм Открытия — «Новая» Аскольда Курова

Продюсер, режиссер, сценарист, оператор:Аскольд Куров. Композитор:Сорин Апостол. «Новая газета» основана в 1993-м. Одно из первых независимых изданий в постсоветской России. И одно из последних. Громкие расследования, немедленный анализ резонансных событий.

Всего лишь один тревожный год жизни независимого издания. Целый год нашей жизни.

Аскольд Куров — ученик Марины Разбежкиной. Мы познакомились с ним на нашем совместном проекте «Зима, уходи!». Каждый его фильм — событие. Творческое и социально-политическое. Благодаря его картине «Процесс», многие узнали о судьбе Олега Сенцова. Аскольд Куров: «Мне кажется, это важно не только для журналистов, но очень для многих людей. «Новая газета» — не совсем редакция, это не просто работа. Для тех, кто туда приходят, это, во-первых, возможность в нынешних политических условиях профессионально реализоваться, во-вторых, следовать определенному образу жизни. Они действительно семья, редакция для них — второй дом, а для некоторых и вовсе первый». Фильм объехал множество киносмотров. На Берлинском фестивале правозащитного кино получил главный приз.
4 января

«Акция» Алексея Суховея

Продюсер, режиссер, сценарист, оператор: Алексей Суховей. Один из самых сильных документальных фильмов года. Несколько десятков солдат в военном эшелоне везут через всю Россию выставку с трофейным оружием из Сирии. Артисты военных ансамблей сопровождают радостный милитаристский праздник. Роуд-муви «Акция» — грандиозная одиссея поезда, идущего по всей нашей необъятной родине, везущего военные трофеи и танцовщиков, которые сопровождают орудия своим искусством. Ночные танцы на платформах. Дневные построения встречающих. В каждом городе тысячи зрителей фотографируются на фоне орудий и боевых машин, а их дети в военной форме клянутся в верности Родине. Люди празднуют победу в контртеррористической операции в далекой Сирии. Самое ценное в этой картине — взгляд автора. Спокойный, безоценочный, внимательный настолько, что зритель волей-неволей втягивается, вживается в это удивительное во всех отношениях пространство, становится его частью.

Точная метафора страны, несущейся под пропагандистские марши со всеми остановками… Куда?

Алексей Суховей: «Мне хотелось рассказать какую-то подлинную историю. Сюжет на основе сценария официального государственного предприятия. Движущаяся военная выставка трофейного оружия. Такой сценарий позволяет снять достоверную историю, которая повествует о России сейчас. В таком празднестве. Карнавале. Сне. По сути, этот праздничный сон охватил всю территорию страны. Военный эшелон пересекает более 28 тысяч километров. Участниками этого праздничного сна стало более миллиона человек…»
5 января

«Загадка Черной Книги» Бориса Мафцира

Продюсер, режиссер, сценарий: Борис Мафцир. Композитор: Ави Беньямин. В октябре 1947 года в Москве должна была быть опубликована «Черная Книга» — сборник свидетельств и статей об убийстве двух миллионов семисот тысяч евреев во время нацистской оккупации в Советском Союзе. Но ее публикация была пресечена властями. Почему в СССР тема Холокоста оказалась под негласным запретом? Почему была запрещена «Черная книга»?

У мощной картины Бориса Мафцира одна цель — рассказать, как это было. Если, конечно, мы готовы услышать правду.

Борис Мафцир: «2 миллиона 700 тысяч погибших — это значит, что почти половина жертв Холокоста — советские евреи. Есть другая цифра, которую я осознал относительно недавно. В 1941-ом году Советский Союз был страной с самым большим еврейским населением, более 5 миллионов, половина из них погибла в Холокосте. Узнав об этом, я почувствовал, что действительно должен об этом рассказать. Я не умею писать, я не поэт, не художник, не композитор. Единственное, что более-менее умею — делать документальное кино. Вот тогда мы и сняли первый фильм «Хранители памяти». Собственно говоря, это название — главная нота всего проекта. Память о Холокосте исчезает в 1947―м. Большая часть памятников, которые ставили в местах уничтожения евреев в Белоруссии, в Украине в 1946-47-ом года — сносится. Есть несколько мест, куда варвары не дошли. Я видел остатки этих памятников. Среди немногих сохранившихся (если не единственный) — в Минске, в Яме. Через несколько лет после его установления всех евреев, которые собирали там камни, траву, облагораживали это место — посадили по уголовным делам. Начались репрессии против еврейской культуры…»
6 января

«Вертолеты» Дмитрия Кубасова

Продюсеры: Анастасия Мурашкина, Тихон Пендюрин. Режиссер, сценарий, оператор: Дмитрий Кубасов. Композитор: Иван Малежик. …Мы будем подниматься вверх меж серых облаков. Первое в истории России кругосветное путешествие на вертолетах. Полет, который многое объясняет нам про нашу необъятную, великую и могучую… Совершают его русские бизнесмены на собственных вертолетах. Летим вместе с ними и режиссером Димой Кубасовым, с которым мы познакомились на нашем совместном проекте «Зима, уходи!»

Очень рекомендую посмотреть этот фильм до последних титров, после которых вся история увидится в ином свете.

Дмитрий Кубасов: «К нам в офис пришел продюсер «Реальности» Алексей Пивоваров и сказал, что его друзья собираются облететь весь мир на вертолетах. Мне показалось, что это очень круто. Не с точки зрения самого путешествия — я к этому спокоен, у меня нет зависти к Фёдору Конюхову. Интерес был в том, что на длительное время объектами съемки станут люди, которые для кино, особенно документального, табуированы. Их — нельзя. Можно поехать за триста километров и снять бабушку. Можно гопников в подъезде.

Но я знаю совсем немного примеров, когда в длительном наблюдении участвуют богатые люди.

Мне было важно понять, кто они такие, поместить их в пространство кино. Для меня это был вызов, я понимал, что вот эти люди из другой среды многое мне не позволят снять. Мы заранее договорились, что есть зоны, которые я не снимаю, например, в их личных номерах. Кроме того, нужно было найти форму, визуальное воплощение этой истории. Я рад, что фильм есть, и за ним стоит ощущение большой проделанной работы».
7 января

«В поисках Валентины Абрамовой» Валерия Отставных

Режиссер, продюсер, сценарист: Валерий Отставных. Оператор, звукорежиссер:Алексей Зотов. Композитор:Ян Пурцен.

В одной из квартир одного обычного густонаселенного дома города Щекино Тульской области обнаружат мумию, которая пролежала здесь 13 лет.

Авторы фильма начинают беспрецедентное расследование, пытаясь выяснить: Почему это произошло? Кино Валерия Отставных — история о человечности. Или ее отсутствии. Любопытно, что в Туле больше всего разнообразных памятников оружию убийств. Не знаю, связано ли это как-то с тотальной эпидемией равнодушия. На этот вопрос у меня нет ответа. Фильм — лауреат «Артдокфеста». Валерий Отставных: «Все чаще зрители и журналисты стали называть нашу работу не просто фильмом-размышлением, а диагнозом стране и обществу и даже фильмом-приговором... Да, наверное, у нас случился наш личный «нюрнбергский процесс», этический суд над обществом в котором мы выживаем. Мне хотелось бы, чтобы зритель почувствовал себя одновременно судьей и обвиняемым после просмотра картины. Собственно, именно такое смешанное чувство спровоцировало меня на съемки. Да, проблема «постиндустриального» общества, его расчеловечивания, атомизации мировая, но почему-то именно в России, а не, скажем, в Японии, она принимает такой токсичный характер... Фильм не заканчивается титрами. Для зрителей «Новой» хочу сообщить, что мытарства нашей героини не закончились. Уже после съемок фильма место ее предполагаемого захоронения было осквернено, а крест, который был там поставлен нами (установление креста — кульминация фильма) был кем-то вырван и растоптан ногами... С Рождеством вас, жители «скрепоносной»!»
8 января

«Эффект Боровска» Бориса Минаева

Режиссер: Полина Завадская, Юлия Гребенникова Сценарий:Борис Минаев Продюсер: Дарья Хренова, Ася Друянова Композитор: Федор Сенчуков Что случилось с Боровском? Один тихий чудесный русский город с богатейшей историей — как слепок нынешней российской ментальности, для которой память, история — понятия если не вредные, то чужеродные, опасные. Почему в этом милом городе закрашивают лица замученных, уничтоженных сталинским террором?

И вообще, зачем нам помнить страдания предков?

Боровск — словно заколдованное место, которое с XIV века является островком памяти невинно пострадавших. Здесь погибла боярыня Морозова, заточен протопоп Аввакум, расстреляны жертвы политических репрессий. Здесь известный на всю страну Владимир Овчинников на протяжении многих лет рисует на стенах домов свои нетривиальные картины-граффити — вопреки возмущению властей и горожан. Борис Минаев, автор сценария: «Впервые я попал в Боровск, практически ничего о нем не зная. Я не знал, что тут есть один из самых древних русских монастырей, не знал, что тут жили Николай Федоров и Константин Циолковский, не знал, что тут закончила свои дни боярыня Морозова, и вообще — что город загадочный, старообрядческий, и во многом какой-то потусторонний. Я заметил только граффити на стенах домов — огромные. Странные. Таких настенных картин в других местах я не встречал. Они придавали городу какую-то плохо объяснимую нелогичную прелесть. Потом мы познакомились с самим художником — Владимиром Овчинниковым. И выяснилось, что здесь в Боровске происходит нечто такое, о чем следует рассказать — и именно сейчас, когда происходит невероятная вещь — новая сталинизация России. Наш фильм снимали режиссеры Юлия Гребенникова и Полина Завадская, спасибо им за честную и искреннюю работу, как и продюсерам, Дарье Хреновой и Асе Друяновой, как и всем, без кого невозможно было бы представить, что фильм, который мы снимали около четырех лет, все-таки состоится».
9 января

«Россия по-екатеринински» Филиппа Мак Гау

Режиссер, сценарий, оператор: Филипп Мак Гау. В промышленном городе Нижний Тагил, за Уралом, разыгрывается лав-стори между парижанином Филиппом и Екатериной — молодой женщиной из старинного дворянского рода Орловых.

Редкий жанр в документальном кино. Любовный роман… но с поправкой на местность.

Почти книжная любовная история, рассказанная от первого лица. Поэтические зарисовки страсти перемежаются, сталкиваются с обыденностью, даже примитивностью. Весенняя романтика — с тусклой, замерзшей прозой. Разные мировосприятия складываются в прихотливый с привкусом абсурда, но берущий за душу портрет России. Филипп Мак Гау: «Это история о невероятном приключении, которое привело меня на Урал. История о встрече, изменившей всю жизнь. Я искал Третьяковскую галерею, спрашивал всех встречных … И вот обращаюсь к девушке. Она изумляется: "Почему вы спрашиваете именно меня?" Оказывается, у девушки имя Екатерина, а фамилия — Третьякова… Так я решил делать свой фильм».
10 января

«Каляевская, 5» Марии Сорокиной

Сценарий: Мария Сорокина, Дмитрий Белановский. Режиссер: Мария Сорокина. Продюсер: Дмитрий Белановский. Оператор:Федор Ратников. Композитор: Владимир Раннев. О том, что происходило в этом здании, долгие годы говорили шепотом.

Задумывались ли вы когда-нибудь о людях живших до вас в вашей квартире? Кем они были?

Многие из жителей первого и последнего дома в Москве, квартиры в котором продавались за валюту, были расстреляны в годы Большого террора. Сейчас здание находится по адресу Долгоруковская, 5, в прошлом — Каляевская, 5. Семья Белановских переехала туда в 1939 году. Прежний хозяин квартиры по фамилии Гуревич был репрессирован НКВД. На протяжении многих лет Дмитрию Белановскому не давала покоя мысль о том, что же за люди жили здесь до него? Почему их арестовали, и как сложилась их дальнейшая судьба. На поиски ответа на этот вопрос ушло почти двадцать лет. А Мария Сорокина сняла свой политический детектив.
11 января

«Искусственное дыхание» Галины Леонтьевой

Сценарий, режиссер: Галина Леонтьева. Оператор:Артем Игнатов. Продюсер:Денис Соколов и Алексей Малечкин. Звукорежиссер: Евгений Кадимский. ООО «Центр-Студия национального фильма «XXI век» Сегодня самые острые споры касаются медицины. И значит, нас всех. Легко ли быть врачом в глубинке России? Какой ценой приходится выполнять свой врачебный долг? Будни врача-реаниматолога Сергея Дьякова — красная линия между жизнью и смертью. Главный герой картины — врач вологодской санитарной авиации. Фильм о реальных буднях работы врачей в глубинке России, о трудностях, об ответственности этой особой профессии.

О нашей медицине нелицеприятно.

Галина Леонтьева:«Тема «рядового» человека по-прежнему мало раскрыта в документальном кино. А интерес к тем, кто честно и самоотверженно выполняет свое дело там, куда забросила судьба, есть. Это тема настоящего человека, если хотите. Задумка снять врача была давно. Но не именитого, сделавшего какое-то открытие, прославившегося уникальной операцией, про которую рассказал телевизор. И в то же время такого, о котором нельзя сказать «обычный», рядовой. Который на первый взгляд — как все, но неординарно мыслящий, творческий, храбрый человек. Я, прежде всего, ищу людей неравнодушных. К жизни. К своему делу. Нашла такого в Вологде. Врача-реаниматолога санитарной авиации Сергея Дьякова».
12 января

«О Кире украдкой» Ирины Васильевой

Режиссер, сценарий: Ирина Васильева Оператор: Ирина Уральская Продюсер: Александр Радов, студия «Фишка-фильм» Во ВГИКе она студенткой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой посмотрела «На последнем дыхании» Годара и решила: больше ничего не надо. Все уже есть. Но без нее, без ее 22 фильмов, история мирового кино была бы неполной. В нашем Отечестве имя Киры Муратовой встало в один ряд с неоспоримыми гениями — с Тарковским, Параджановым, Германом, Сокуровым. Муратова смотрит на человека с прищуром иронии, будто издалека и сверху, как на забавный театр марионеток, но взгляд ее полон сочувствия, сострадания. Она делит художников на две категории: проповедников и игроков. Себя причисляет, конечно, к последним. Случайность — ее муза. Импровизация — особенность метода. А что есть жизнь, как не импровизация? В противоположность Рене Клеру с его девизом «Мой фильм готов. Осталось его только снять», Муратова выходит на съемочную площадку, открываясь жизни, игре случайностей. Авторам фильма приходится почти исчезнуть, чтобы приблизиться к НЛО с именем Кира Муратова. Ирина Васильева: «Если вы никогда не брали интервью у Киры Муратовой, значит, вы далеки от практики садо-мазо (Я-то еще в 96-м). Тем более вы в этом деле безнадежны, если не снимали ее любимого Женю Голубенко. А вы пытались проникнуть в их дом в Одессе, который он для нее придумал?! А вот мы с оператором Ирой Уральской проникли. А это нельзя. Женя сначала вроде соглашался ("Я из своей берлоги тайны не делаю, но говорить мы не будем"). Последнее его предупреждение: "Но у меня блохи". Значит, будет двумя больше. И мы приперлись». Из предварительной переписки авторов с Евгением Голубенко: «— Я все время думаю о вашем намерении снимать кино о Кире и хочу понять, неужели вы не смотрели одну из последних видеосъемок, на которой Кира просит не трогать ее жизнь, не копаться в ее прошлом, а просто смотреть фильмы? Ведь по логике вещей, если вы ее любите, то должны просто выполнить ее просьбу-завещание. Эта запись висит в открытом доступе ютуба. — Внимательно вгляделись в Ютуб и не нашли там у Киры ничего такого категорического, что бы изменило и без того понятное ее отношение к публичности. Разве что «осторожней с консервной банкой, которую вы вскрываете». И ничего больше. Но мы же договорились, что в наших планах не стоит никакого вскрытия. Разве что форма памяти. Чтобы — да! — смотрели ее фильмы…»
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow