КомментарийПолитика

«Не для того политических сажали!»

В Госдуму внесен проект постановления об амнистии к юбилею Победы

Этот материал вышел в номере № 3 от 15 января 2020
Читать
«Не для того политических сажали!»
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
В Госдуму внесен проект постановления об амнистии к 75-летию победы в Великой Отечественной войне — внес его депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов. Согласно проекту, под амнистию, в частности, могут попасть впервые осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, инвалиды, матери несовершеннолетних детей, ветераны боевых действий. При этом, судя по тексту законопроекта, амнистия не коснется фигурантов «московского дела». Дело в том, что под одним из последних пунктов приведен довольно обширный ряд статей, по которым сказано «не распространять действие настоящего постановления».

Текст проекта еще не окончательный. Но судя по тому, что есть сейчас, под амнистию не попадут осужденные за «насилие в отношении представителя власти» (318 УК РФ) и Константин Котов, получивший четыре года колонии по «дадинской статье» за «неоднократное нарушение правил проведения митинга» (212.1 УК РФ).

В комментарии «МБХ-Медиа» депутат Иванов заявил, что статья 212.1 попадает под амнистию. Однако единственный осужденный по этой статье в России — Константин Котов. Адвокат Котова Мария Эйсмонт ответила на комментарий депутата следующее: «Не знаю, читал ли автор свой законопроект, но я три раза прочитала и не увидела, каким образом Костя, не будучи беременной женщиной, отцом-одиночкой, инвалидом 1-й и 2-й группы, ликвидатором чернобыльской аварии, несовершеннолетним или ветераном боевых действий, при том, что ему осталось сидеть значительно больше года, подпадает под тот проект постановления об амнистии, который выложен в открытом доступе на сайте Госдумы».

Екатерина Шульман

политолог

— В предыдущие годы в подготовке проекта амнистии традиционно участвовал Совет по правам человека. Такая работа велась и на этот раз: проект амнистии готовила Тамара Георгиевна Морщакова. Но поскольку она больше не член Совета, то судьба проекта нам неизвестна. Новый глава Совета успел заявить публично, что участники «массовых беспорядков» (термин, не присутствующий больше ни в одном уголовном деле) не должны попасть под амнистию. Поскольку беспорядков, по мнению следствия, не было, то не могло быть и их участников — тут даже все логично.

Очевидно, что проект, который внесен одним депутатом, членом фракции ЛДПР, — это не тот проект, который будет принят Государственной думой. Не тот инициатор. Грубо говоря, не его это дело — вносить проект амнистии. Во-первых, еще рано — настоящий документ появится ближе к 9 мая. Во-вторых, это не того уровня автор. Все предыдущие одобренные Государственной думой проекты постановлений об объявлении амнистии вносились президентом РФ. Правда, проект амнистии в честь 65-летия Победы был внесен депутатом Павлом Крашенинниковым, еще один проект амнистии участникам боевых действий на Северном Кавказе — группой депутатов. Но это были главы ключевых думских комитетов и члены фракции большинства.

С другой стороны, понятно, что инициатор мог слышать или получать какую-то информацию о том проекте, который на самом деле готовится Главным правовым управлением администрации президента, и решил таким образом привлечь к себе внимание, обнародовав эти идеи заранее. В предыдущую эпоху видеопроката была такая штука, как «экранка» — когда люди снимали тайно какой-то фильм, который еще не вышел в прокат, и потом продавали эту мутную копию. Так вот эта инициатива — такая экранка. В этом смысле она заслуживает внимания, потому что, наверное, какие-то черты сходства с тем текстом, который появится на самом деле, присутствуют, но не более того. По содержанию некоторые общие параметры могут быть схожи с теми, которые будут в настоящем документе.

Мария Эйсмонт

адвокат Константина Котова

— Свобода лучше, чем несвобода. Но в деле Котова мы, прежде всего, надеемся на то, что Конституционный суд, куда была подана жалоба, примет такое решение, после которого приговор будет отменен. Амнистия — это очень хорошо, это гуманно. И ее нельзя не приветствовать в любом случае. Тюрьмы заполнены, людей надо выпускать, но в случае с Котовым, который очевидно не виновен, хотелось бы реабилитации.

В любом случае если в момент объявления амнистии Костя еще будет находиться за решеткой и он попадет под амнистию, то мы, конечно, за него порадуемся. Но вместе с тем мы рассчитываем на отмену неправосудного приговора и реабилитацию. Потому что амнистия — это акт гуманности государства в отношении людей, которые, предполагается, где-то оступились. Это не реабилитирующее основание. А мы требуем, чтобы неправосудный приговор был отменен, чтобы Костя получил право на реабилитацию, которую он заслуживает, потому что он невиновный человек, который не должен был находиться в тюрьме ни одного дня.

Алексей Федяров

руководитель юридического департамента «Руси Сидящей»

— Абсолютно обычная, кастрированная амнистия. Там обойдены все статьи, которые не нравятся администрации президента. Что такое амнистия по статьям средней тяжести в России? У нас максимально криминализированы даже простейшие статьи. Средней тяжести преступлений среди тех, за которые осуждают политических активистов, уже не осталось. Все же тяжкие составы.

[По поводу непопадания в список фигурантов «московского дела»:] А не для того их сажали. Все амнистии последних 18 лет — это фикция, это не амнистии. Я уверяю вас, что все зоны сейчас этот проект прочли и смеются.

«Мама, стирай пыль с пианино»

Людмила Суровцева — о сыне Сергее, фигуранте «московского дела», осужденном на два с половиной года

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow