СюжетыКультура

Противовирусный докфест «Новой» и Артдокфеста завершен. Спасибо 70 000 зрителям!

Противовирусный докфест «Новой» и Артдокфеста завершен. Спасибо 70 000 зрителям!
Фото: Reuters
В дни вынужденных каникул — совместно с «Артдокфестом» мы показывали документальное кино разных лет: осколочная действительность сквозь призму времени. Нулевые, десятые по сути и сформировали начавшиеся двадцатые. А качественное неигровое кино, снятое вчера, многое объясняет про сегодняшний день.

Программа завершена. Спасибо, что были с нами.

22 марта

«Про героев и людей. Путин навсегда-2»

Режиссер: Кирилл Ненашев. Вторая часть трилогии «Путин навсегда?». В первой название заканчивалась вопросом. Во второй вопрос сам собой отпал. В 2018 году Россия снова выбирала президента. Несмотря на легко прогнозируемый результат, многие россияне все еще не сдались. Этот фильм — документация того, что происходило в штабах кандидатов, на улицах, акциях протеста и избирательных участках.
23 марта

«Варлам Шаламов. Опыт юноши»

Режиссер: Павел Печенкин Премия «Золотой орел». Приз международного фестиваля «Сталкер» за лучший документальный фильм и приз им. Анатолия Приставкина «За лучший сценарий» в 2014 году. Приз «Лучший неигровой фильм фестиваля «Литература и кино» в Гатчине. Попытка осмысления сложных взаимоотношений государства и человека, различных причин, которые привели к созданию ГУЛАГа как системы насильственного подневольного труда в СССР 1930-х. Авторы опираются на опыт писателя Варлама Шаламова, который и стал первым летописцем ГУЛАГа. Шаламова как героя в фильме нет, есть его текст, и он говорит сам за себя: «Человек выходит из лагеря юношей, если он юношей арестован».
24 марта

«Сэры и сеньоры»

Режиссер: Александр Течинский Диплом Одесского международного кинофестиваля. Экскурсовод, военный, банковский клерк, авиамеханик и десятки других неприкаянных мужиков со всей Украины собираются каждую осень в Умани, чтобы поработать во время паломничества хасидов на праздник Рош-Хашана. В течение четырех суток в крохотный городок съезжаются десятки тысяч хасидов — в праздничном настроении, с песнями, танцами и огромным количеством багажа. Четверо суток местные «носильщики» спят по 3 часа в самодельных халабудах на обочине дороги, а в остальное время переносят на себе тонны грузов, чтобы заработать за короткий срок свою двухмесячную зарплату. Про взаимопонимание с «инопланетным» клиентом и друг с другом…
25 марта

«Последний лимузин». Смотрите на странице «Артдокфеста»

Режиссер: Дарья Хлесткина. Очень жаль, если пропустите этот фильм Даши Хлесткиной о том, как умирающему «ЗИЛу» заказали три дорогущих лимузина. У этой картины наград немеряно. Но важно другое. В ней время пульсирует, как больное, надорванное сердце. То самое, которое перечеркнуло прошлое, не верило в настоящее и жило исключительно светлым будущим. Но Даша — ученица Марина Разбежкиной — снимала не про советских героев и не про упадок, просто про людей. Как точно сказала писатель Люба Мульменко, Даша «ЗИЛу» подарила больше, чем фотографию — видеокардиографию, может быть. И вот еще от Любы: «На Дашиных похоронах присутствовали ее герои с завода. Даша пригласила. Видно было, что они уже провожали людей и готовы. Они не делались слабыми или испуганными от того, что не могут эти (и другие, и свои собственные) проводы отменить. Зиловцы брали слово и много говорили о Даше, им хотелось. Им важно было сказать, что ее кино — равное «ЗИЛу», и что она своим фильмом для «ЗИЛа» сделала столько же, сколько они сами — руками. И потом, фильм, в отличие от завода (который Даша пережила на два года) — он ведь насовсем. Он продолжается». Режиссер фильма Даша Хлесткина умерла в 2015-ом. Смотрите фильм на странице «Артдокфеста» Приз «Лучший документальный фильм» на Артдокфесте-2013. Лауреат национальной премии «Лавровая ветвь» в номинации «Лучший кинофильм» — 2013. В 2014-ом приз на фестивале Андрея Тарковского «Зеркало».
26 марта

«Морфология»

Режиссер: Инна Лесина На Артдокфесте — спецприз жюри Всюду жизнь! Герои фильма — патологоанатом и его работа. Это любимая работа, где всё обустроено для жизни. Книжные стеллажи, подборка дисков музыкального гурмана: Tom Waits, The Rolling Stones и т.д. На стенах — картины маслом с видами морга. Никакого цинизма — профессионализм, юмор и осуществлённая мечта человека, с детства мечтавшего понять, почему на самом деле умирает человек.
27 марта

«Театр времен Геты и Камы»

Режиссер: Борис Караджев. Премия «Лавр 2019». Она: «Ух, как мне не нравится, что нас сейчас снимают. Что вы меня снимаете, когда я ничего не делаю?» Он: «Режиссер — провокатор, папа и мама для артиста, доктор, который подступает к его внутренним болезням, манипулятор. Трагедия режиссера в том, что никто не видел его гениальный спектакль, кроме него». Она: «Раньше говорили, что он за меня поставил спектакль, даже если он в Риге находился. Потом стали говорить, что я за него ставлю, и я успокоилась». Яновская и Гинкас. 55 лет вместе. Такие разные. Уникальный дуэт. Один театр.
28 марта

«Сцена». Оригинал

Режиссер: Петр Мостовой Множество наград фестивалей документального кино Редкий для дока жанр — трагикомедия. Кабаре по-израильски. Наши люди в израильском «Голливуде». «Я одессит, я из Одессы — здрасьте. Очень люблю выступать. Вы скажете, я не умею петь. Но я очень люблю! Даже в автобусе. Показать? Здесь нет мотора, но я могу спеть». «А кто поет? Михаил Магергут! Лауреат Хайского фестиваля! Извините, стоп. Давайте я другую спою. Может, “Отговорила роща золотая”? А что приехали в Израиль? Я всегда стою, я знаю, что перед народом нужно стоять».

«А вы часто стоите перед народом?»

Кабаре. И жизнь, и слезы, и любовь…
29 марта

«Аэропорт Донецк». СМОТРЕТЬ НА САЙТЕ АРТДОКМЕДИА

Режиссеры: Андрей Ерастов, Шахида Тулаганова На фестивале «Артдокфест» картина победила в номинации коротких документальных фильмов. Бои за Донецкий аэропорт (май 2014 — январь 2015) глазами бойцов с обеих сторон. Аэропорт, обновленный в 2012-ом, был признан одним из лучших на постсоветском пространстве. Разрушенный в жестоких боях между Украиной и сепаратистами «ДНР», он оказался скорее символом, нежели стратегическим объектом. История битвы за него прокомментирована исключительно теми, кто имел реальный шанс погибнуть в аэропорту. Фильм дистанцируется от любой политпропагандистской задачи, сосредоточиваясь на человеческих характерах, раскрывающихся в ситуациях, когда жизнь и смерть стоят рядом. Виталий Манский, президент «Артдокфеста»: «События комментируют участники боев с двух сторон. Так вот, если убрать титры, разделяющие сепаратистов и бойцов армии Украины, непросто разобраться, кто есть кто — потому что почти все говорят на русском языке. Из-за этого рождается еще большее ощущение ужаса, лично у меня преобразовавшееся в капли пота, стекавшие по спине во время просмотра. Я бы сказал, что “Аэропорт Донецк” — одна из самых эмоционально сильных картин года». Смотрите фильм на платформе партнеров докфеста — Артдокмедиа
30 марта

«Сладкая жизнь»

Режиссер: Таисия Решетникова, 16+ Маша знает цену своей красоте и харизме. Может позволить себе не работать, иметь машину, квартиру, жить в центре столицы и ни о чем не беспокоиться. Казалось бы, о чем еще можно мечтать? Как бы то ни было, душа Маши просит большего. Судьба дарит ей такой шанс. Маша начинает вести видео-блог на Youtube, где рассказывает девушкам о том, как зацепиться в столице. С этого момента жизнь ее кардинально меняется. Таисия Решетникова снимала фильм три года. Поначалу хотела снять фильм о содержанках. Потом встретила свою героиню: «Меня волновал вопрос: как же так выходит, что такие прекрасные девушки продают свою молодость таким вот дядям? Я подходила к этой проблеме по-дилетантски — свысока, с кучей предубеждений. Потом я встретила Машу. Мы познакомились с ней благодаря проекту «Бешенство Машки», который впоследствии сильно повлиял на судьбу героини, что и стало завязкой картины. Она растопила мое сердце, я полюбила ее искренне, и это помогло моим съемкам. Это не значит, что я вдруг полностью поменяла свою точку зрения на проблему, которая меня изначально интересовала, скорее, благодаря Маше я увидела ее под другим углом. Именно это я и попыталась передать в своем фильме. Вообще, я для себя навсегда поняла, что осуждать и оценивать кого-то со своей колокольни — это самое неблагодарное дело. Все люди разные, и это прекрасно».
31 марта

«Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека»

Режиссер:Олеся Фокина. Про Геннадия Шпаликова, который в один миг получил известность и признание, когда фильм по его сценарию «Я шагаю по Москве» вышел на экраны страны в 1963-м году. Но триумф этого фильма оказался в жизни Шпаликова первым и единственным. Таких лиц сегодня нет, скажет, рассматривая его фотографии, его друг Юлий Файт. «Их нет, потому что между людьми отталкивание идет, — добавит Юрий Норштейн. — Все себя считают сильными зарядами». «Ах ты, палуба, палуба, ты меня раскачай!» — звучало шпаликовское на всех танцплощадках большой страны Советского Союза в эпоху, казавшейся солнечной. «В глазах и даже пуговицах Шпаликова отражалось солнце», — скажет Белла Ахмадулина. Про то, как время его разлюбило. То самое время, которому он был так верен, так его чувствовал. «Меня пугает равнодушие времени и чужие люди. Чем дальше, тем больше чужие. И некому поклониться, и не с кем быть...» А без него время как-то потускнело, сморщилось. И в пуговицах времени перестало отражаться солнце.
1 апреля. Фильм закрытия

«Сын»

Режиссер: Александр Абатуров. Фильм Закрытия фестиваля — «Сын» Александра Абатурова. Лауреат многих фестивалей. Премьера на «Берлинале». Им открывался «Артдокфест». Едва ли не после всех показов градус дискуссий зашкаливал. Одни упрекали режиссера в поддержке российской агрессивной политики. Другие считали картину антимилитаристской. «Единственная просьба, — написал мне автор, — узнав о показе, — когда будете делать анонс, не забывайте, что фильм в первую очередь о человеке, а не о политике». Так вот это кино — посвящение убитому солдату. О мальчике, фотографии которого помогают скульптору создать бюст — пример для новых героев, тех самых, что сейчас тренируются для будущих боев. И о родителях, которые должны теперь жить долго… чтобы не забывать. Вот что о фильме в журнале «Искусство кино» пишет критик Ольга Суркова: «… Последний путь на фронт в раннем автобусе в тишине спящего города. И финал (морозом по коже): крупным планом спины солдат в полном обмундировании с немецкими овчарками. Стоят плотно, будто трамбуясь в какой-то ангар. Снизу поднимается огромный металлический затвор. Затвор опускается сверху. Металлическая челюсть захлопывается, укрепленная ещё двойным боковым запором, тройным! Как консервная банка. Тут под шум взлетающего самолёта выплывает из темноты детская, фотография Димы в трусиках, у реки с кувшинками с коротким посвящением — «Диме»! Мы его запомнили. Как и всех, с кем проделал Абатуров путь своего брата вспять. Путь новой партии спецназовцев туда, откуда он не вернулся. Как всё-таки быть с этим фильмом? Славит ли он войну и пиарит спецназ? Или режиссер снимает о том, как из обычных ребят делают убийц и дурят им головы? Ни то, ни другое. Все проще и сложнее. Как наша жизнь и история, в которой мы пытаемся держать всё тот же «щит меж двух враждебных рас». В «Сыне» безжалостно предъявлено, как терзают своих жертв кровожадные челюсти истории, поглощая наших юных «генералов своих судеб». Кого-то на время, кого-то навсегда».
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow