СюжетыКультура

Фестиваль «Короткий метр» в «Новой газете» завершен. Спасибо 42 000 зрителей!

Один день — один фильм

Фестиваль «Короткий метр» в «Новой газете» завершен. Спасибо 42 000 зрителей!
Фото: «Новая газета»

Предисловие организаторов 

Спорно ли утверждение «краткость — сестра таланта»? Традиционно на вершину иерархической лестницы возносится роман в литературе. В кино — полнометражный фильм. У короткометражного — долгое время был врожденный дефект, подобный комплексам мужчин маленького роста.

Но сегодня все изменилось. В короткометражках дебютантов с удовольствием снимаются известные актеры.

смотрите, кто!
 
На нашем показе вы увидите неожиданные работы Анны Михалковой, Яны Трояновой, Алексея Серебрякова, Гоши Куценко, Виктора Добронравова, Евгения Сытого, Любови Толкалиной, Кристины Бабушкиной, Александра Горчилина и Никиты Кукушкина.

«Русское краткое» все больше востребовано. Для него открыты двери не только фестивалей. Из них составляются киноальманахи. Многочисленные платформы обладают огромными библиотеками. Правда, есть проблема в навигации. Выбрать в этом море что-то интересующее именно тебя — непросто.

Мы не ставили задачи создать общую картину короткометражного российского кино. Выбирая разные стили, жанры, новации или крепкий жанр — хотели порадовать вас на вынужденных каникулах. Поэтому наряду с фестивальными фильмами сделали акцент на комедии.

Ну а кроме всего прочего, именно в «кино-брефе» заявляют о себе молодые режиссеры, поэтому «Смотрите, кто пришел!»

Начинаем «уроки на завтра».

Вы увидите фильмы режиссеров:
 
Василия Сигарева, Ивана И. Твердовского, Игоря Поплаухина, Михаила Местецкого, Руслана Братов, Михаила Полякова, Кирилла Васильева, Лизы Стишовой, Антона Бильжо, Оксаны Михеевой, Михаила Архипова, Аксиньи Гог, Ивана Соснина.
открытие программы

Весь день 7 мая — «Календарь» Игоря Поплаухина

Странное вязкое путешествие женщины среднего возраста. Она меняет виды транспорта, траекторию пути. Кажется, «заметает следы». Недосказанность этого «круженья» провоцирует зрителя на поиск разного рода версий происходящего. И только в финале история проясняется, причем совершенно неожиданно.

Главное в фильме — атмосфера, ощущение нарастающей непонятной тревоги в полумраке, который развеется лишь в финале.

Заметно влияние учителя Поплаухина в «Московской школе нового кино», режиссера Дмитрия Мамулии, киносюжеты которого полны тайн и недомолвок. Так же, как для Мамулии, для молодого режиссера герой его кино — терра инкогнито, к которой приближается, в которую всматривается камера. Игорь Поплаухин учился на журфаке, закончил «Московскую школу нового кино». Он — интеллектуал и синефил. Свой первый фильм снял у себя на даче. Сегодня в его фильмографии 4 короткометражных фильма, и теперь его имя включено в «каннский клуб режиссеров». Награды: Приз Каннской программы «Синефондасьон» с формулировкой «за сильный кинематографический опыт и мастерское погружение в атмосферу картины».
8 мая

«Эс как доллар точка джи» Оксаны Михеевой

В анекдоте антиутопии (а для кого-то чудной утопии) — модная сегодня тема гендерного переворота. Ближайшее будущее.

Наконец-то женщины добились своего и управляют миром. По закону можно брать мужей в аренду.

И даже менять некондиционный товар. (Видимо закон принимался женским депутатским составом). Для оформления временных матримониальных договоров будут приспособлены МФЦ. Героиня Анны Михалковой, завязанная с ног до бровей в черное, приходит в офис, чтобы в соответствии с законом об аренде мужчин сдать супруга обратно. Парней «на выданье» в эпизодах сыграли Виталий Гогунский и Макар Запорожский. Снимал фильм известный оператор Шандор Беркеши. Анна Михалкова и Кристина Бабушкина играют с видимым удовольствием и отличным чувством юмора. Фильм предоставлен прокатчиком Cаpella-film, он входит в алманах «Очень женские истории», полностью альманах можно посмотреть на платформе ivi.ru. Награды: Диплом жюри Кинотавра с формулировкой «За эстетику и лаконизм»
9 мая

«Топливо» Михаила Архипова

Индустриальная сказка на актуальную для России тему. Про одного доброго молодца, который изобретает топливо для своего железного коня — трактора. Топливо для него живая вода. И мертвая. Прямо как для нашей страны. Герою Кукушкина необходимо собрать машину, добыть из нее волшебное горючее. Чтобы двигаться дальше, чтобы жить. Или умереть. Если художник "придумывает сны", считает режиссер Архипов, — он за них головой и животом отвечает. Его картина — видео-фантазия. Фактура в фильме — словно вещественное изображение платоновского мира: черное маслянистое железо, цепи. Выпачканное этим черным маслом и копотью тело и лицо завороженного происходящим чудом тракториста-изобретателя. Пар, источающий адской машиной-матерью, которая вот-вот родит своего чудо-ребенка, — топливо. И вот уже под музыку Мясковского мчит первобытный человек на своем тракторе в будущее.

Роскошная работа оператора Александра Бурова, художника Валерия Архипова.

И несмотря на некоторую затянутость режиссеру (насмотренному киноведу и инженеру космической связи по первому образованию, ученику замечательного киноведа Олега Ковалова) удалось преобразовать стилистику Вертова и Довженко в топливо фантазии для своего фильма. Многообещающий дебют. Награды: победитель «Кинотавра» «Короткий метр» с формулировкой «За красоты высокой температуры».
10 мая

«@жених» Лизы Стишовой

Фильм снят в рамках альманаха про женщину, которая несет на руках полнеба, придуманного выдающимся режиссером Цзя Джанке, благодаря поддержке продюсера Елены Яцуры. Селянка средних лет ждет своего принца, а точнее, как Любушка из «Калины красной», друга милого из тюрьмы, с которым общалась лишь по переписке. Но в духе времени, они общались по скайпу. Очередная Ассоль печет пироги с ягодами и мечтает. А вокруг чисто кустодиевская деревня. Во всяком случае, в ее воображении. Но в героине Ольги Добриной («Овсянки», «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко) — лубочной красавицы с ноутбуком — нет степенности чаевничающих картинных купчих. Елизавета Стишова («Сулейман-гора») ставит знак @ перед названием, переводя свою историю из лубка в притчу об одной наивной бабе, которая ради любви готова не то, чтобы коня — полнеба поднять на своих руках… Награды: диплом жюри Кинотавра. Диплом Гильдии киноведов «За урок стиля»
11 мая

«Обмен» Аксиньи Гог

Одаренная и очень красивая постановщица Аксинья Гог снимает не девичье кино. Психотриллер «Обмен» разворачивается на кратчайшем промежутке времени. Вся интрига по сути держится на эмоциональном противостоянии главных героев: альфовца (Федор Лавров) и молодого бандита (Юрий Борисов сегодня один из самых востребованных актеров российского кино). Отдельными штрихами автор набрасывает эскиз криминальной эпохи 90-х, столь востребованной в кино сегодня. Режиссер делает ставку не столько на пружину интриги, сколько на раскрытие характеров главных героев. И использует для этого средства киноязыка. Например, план, в котором видим бандита в приоткрытом окне машине,

а в стекле отражается мент с поднятыми руками — превращается в символ бессилия.

Зрительское качественное кино с отличными актерскими работами Федора Лаврова и Юрия Борисова, с точным пониманием законов жанра История, как мы узнаем, основана на реальных фактах. По мотивам книги Алексея Филатова «Люди А» о бойцах подразделения группы «Альфа».
12 мая

«Одна историческая ошибка» Михаила Местецкого

Михаил Местецкий закручивает в воронку своей микроистории отношения девятиклассников обычной российской школы и опального политика Троцкого. Но ведь, так или иначе, мы все связаны. Подчас самым непостижимым образом. И события последнего времени это только подтверждают. А для Михаила Местецкого история движется не линейно, а пластами, которые нас накрывают.

Поэтому большой вопрос: был ли ледоруб для Троцкого?

Или еще будет? Среди актерских работ особенно хороши роли Горчилина и Горевого.
13 мая

«Ну здравствуй, Оксана Соколова!»

Чтобы не пропустить эфир на бодром «Мужском радио», куда женщинам вход воспрещен, Илья готов на все — даже на укол в голосовые связки. Это ведет к неожиданным последствиям… Драйвовая комедия несуразных положений, не претендуя на социальные обобщения, тем не менее, затрагивает такие проблемные моменты, как сексимзм, или успех любой ценой, или диктатура бизнес-модели. В главных ролях Виктор Добронравов («Оттепель», «Сваты») и Валентина Мазунина («Горько», «Реальные пацаны», «Аритмия»). Награды: диплом «За чувство жанра» на конкурсе «Кинотавр. Короткий метр», фильм признан лучшим на кинофестивале «Короче».
14 мая

«Сказание о нас с Евгенией» Антона Бильжо

О вечном противостоянии любви и свободы. Как одной женщине-охотнице удалось подстрелить пролетающего мимо мужчину. Подстрелить каждый может. А ты — удержи. «Мне не интересны простые эмоции: поржать, поплакать, ужаснуться, — говорит Антон, — Они не дают развития. Зритель, который знает, чего от него хочет режиссер, перестает работать самостоятельно (хотя понятно, что жанровые истории для зрителя комфортней). В жизни мы чаще имеем дело со сложными коктейлями эмоций. Перед нами нечто объемное, что не дает подсказок, а как нам это воспринимать — в этом как раз и состоит почерк личности. Кино позволяет делать такие штуки. Одна из причин, по которым я снимаю кино, — мне жутко любопытно, как это будет воспринято. Я, когда слышу реакции разных людей на фильм, лучше понимаю не только мир, но и себя, кто я такой и что хотел сказать». Награды: I премия за лучший игровой фильм на XIX ОФ студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» в Москве
15 мая

«Интервью» и «Большая восьмерка» — сразу два фильма Ивана Соснина

Иван Соснин снимает современные городские истории. Иногда они похожи на сказки. Кажется, ему хочется невозможного, —чтобы кино, вопреки устоявшему мнению, все-таки меняло мир. Хотя бы на те 15-20 минут, пока оно длится. И благодаря убедительной силе одного учителя не будет уничтожен парк («Урок зоологии»), выживут бездомные псы («Большая восьмерка»), а одна брошенная девочка посмотрит в глаза своему отцу («Интервью»).

1. «Интервью»

(Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре», «Золотой орел» в категории «Короткий метр») Жила-была девочка. Росла с мамой. Выросла. И теперь девочка ищет отца, чтобы спросить его о самом важном. Отец — знаменитый детский писатель Иван Семенов, опубликовавший множество книжек про муравьишек и зайчиков. И на примере сказочных и волшебных лекал учил поколение за поколением умному, доброму, нравственному. Когда к отцу (Алексей Серебряков) приходит под видом журналиста дочь Соня (Марина Васильева), автор переводит историю с рельсов мелодрамы, на которую уже настроился зритель, на психологическую драму. Можно ли, предавая близких, учить детей доброму и вечному? Не знаю.

Говорят, Андерсен и Хармс детей не сильно привечали.

В итоге фильм становится историей взросления, принятия себя. Актерские работы хороши, убавить бы еще очевидные эмоциональный перебор. От этого фильм бы только выиграл.

2. «Большая восьмерка»

Большая политика и собачья жизнь. Работяга и строитель Иван занимается благоустройством города, где совсем скоро пройдет саммит. Однажды он узнает, что к форуму власти решили очистить улицы от бездомных собак… Смотреть бы политикам фильмы Вани Соснина по утрам. Может быть, оставались бы людьми.
16 мая

«Собачий кайф» Ивана Твердовского

Иван Твердовский («Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы») уже известный режиссер, но его короткометражка «Собачий кайф», как мне кажется, не уступает по профессии, темпераменту его полнометражным картинам. Грань между игровым кино и документальным здесь практически размыта, отсюда ощущение подлинности. О влюбленности мальчика в молодую женщину. О желании испытать острые взрослые ощущения… пусть даже ценой самоудушения. Или игры в «Собачий кайф». Любопытно, что эта история о потери чувства боли, о необходимости ее испытать, будет по-новому интерпретирована в «Подбросах» Ивана Твердовского.
17 мая

«Время жить, время умирать» Михаила Полякова

Звучный ремарковский заголовок и комедия положений. Пафос революционного кино и черный юмор. Придуманная жизнь и реальная смерть. Про кино- и теле индустрию Михаил Поляков знает не понаслышке. Он снимался в сериалах от «Бедной Насти» до «Детективов». Один сериал снял сам. «Кино про кино», как правило, замешано на абсурде и бежит по границе между реальностью и съемочной площадкой. Кино Михаила Полякова в каком-то смысле экранизация песни «Фильм, фильм, фильм» из незабвенной мульткомедии Федора Хитрука (не случайно у мобильника Гоши Куценко, который играет себя, рингтон — эта песенка). Что может быть безумнее, веселее, скучнее, драматичней и циничней съемочной площадки с ее переработками, перерывами на обед и бутафорской кровью. Но способность смеяться над собой — признак здоровья. Не спешите выключить фильм в начале, когда от картинки тошнит. «И нам, конечно, лгут, Что там тяжелый труд. Кино — волшебный сон, Ах, сладкий сон». Между прочим, этот текст на мелодию Александра Зацепина сочинил сам Хитрук. Знал, про что снимал.
18 мая

«Лалай-Балалай» Руслана Братова

Один из лучших фильмов о загадочной русской душе, который на ура принимается едва ли не во всех странах.

Но для меня фильм Руслана Братова не хохма, а метафора русской жизни, прорастающая из анекдота.

А какой русский не любит быстрого анекдота? И поднимающийся «все выше и выше и выше» карусельный аттракцион «Сюрприз» тянет на обобщение про нашу сверкающую, нескончаемую тошнотворную круговерть Лалай-Балалай. Поэтому и фильм, сделанный со вкусом, снайперской самоиронией, мерой и выверенным таймингом (секунды ни отнять, ни прибавить) продолжает манить нас: «Ну хотя бы еще разок прокатиться на «Сюрпризе». И не отказывайте себе в этом удовольствии. Награды: Гран-при короткометражного конкурса на «Кинотавре», Главный приз фестиваля «Короче», спец-приз фестиваля Kustendorf Film
19 мая

«Z» Василия Сигарева

Мы начинали с фестивального хита «Календарь» Игоря Поплаухина, а завершаем зомби-хоррором «Z» режиссера Василия Сигарева («Волчок», «Жить», «Страна ОЗ»). Фильм актуальнейший. Про нашествие на Москву зомби-вируса, и попытки самоизолироваться от тварей, в которых превращаются укушенные, вроде Николая Баскова. Героиня Яны Трояновой мчится из прокаженного дачного участка, спасая себя и своих детей. Сигарев давно мечтал снять кино про зомби. Весело и страшно. А чтобы не копировать Голливуд или корейские страшилки,

он придумал русский зомбилэнд. Родной. Очень узнаваемый в деталях.

Очевидное-невероятно вот в чем. Этот безбашенный, без тормозов хоррор – реклама строящегося московского жилого комплекса, но об этом вы узнаете только в финале. Я думаю, и сами заказчики ошалели от предложенного «ролика», но быстро сообразили, что это видео их выигрышный билет. Для показа на нашем фестивале режиссер «запикал» обсценную лексику, которая безусловно органичная часть фильма, и приписал в своем духе: «Версия с цензурой для свободной газеты». «Z» — саркастический энергичный треш, местами нежный. Была надежда, что режиссеру удастся превратить картину в полный метр. Возможно, этот показ привлечет внимание потенциальных инвесторов. Но уже сегодня вы узнаете рецепты выживания среди зомби-апокалипсиса. Например, услышав: «Самолет!» — сразу согнуться в три погибели.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow