КомментарийОбщество

Тариф «Неэкономный»

В Москве заработала система мониторинга такси. Как нововведение отразится на стоимости поездок?

Тариф «Неэкономный»
Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

С 14 августа в столице заработала новая государственная система мониторинга такси КИС «АРТ» (комплексная информационная система «Аналитика работы такси»), которая должна отслеживать физическое состояние водителей на линии и прохождение технических осмотров. Теперь таксисты не смогут работать больше 40 часов в неделю. Нововведение вызывает споры: значительную часть своего дохода, который в Москве в среднем составляет около 65 тысяч рублей в месяц, водители такси получают за счет переработок, многие трудятся по 14–16 часов в день. За месяц, по данным лизинговой компании «Европлан», они проводят за рулем порядка 300 часов.

Московские власти введение государственной системы мониторинга мотивировали благородными целями — в частности, желанием снизить аварийность. Говорили, что количество опасных ситуаций на дорогах с участием такси составляет до 70%. Заммэра Максим Ликсутов называл первопричиной аварий усталость водителей. В августе прошлого года антитеррористическая комиссия Москвы обязала агрегаторы и предпринимателей, работающих в сфере такси, передавать данные о водителях в специальный реестр. Для этого и была разработана АРТ «КИС».

Создание системы обошлось дептрансу в 93 млн рублей. Разработкой занималась компания «Интермобилити», аффилированная с Артемом Чайкой, сыном бывшего генпрокурора РФ Юрия Чайки.

Пока система работает в пилотном режиме в Москве и Московской области, но со временем может шагнуть и в другие регионы.

Одним из первых агрегаторов, начавших тестировать систему, стал «Яндекс.Go» (доля заказов такси через этот сервис на рынке Москвы в 2020 году — 70,8%). По данным «Новой», корпорация начала регистрацию водителей заранее.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«В ближайшее время мы продолжим консультировать водителей о регистрации в КИС «АРТ». Запуск КИС «АРТ» проходит постепенно и с возможностью адаптации водителей под новые условия работы в Москве. На наш взгляд, это должно помочь водителям сохранить свой заработок, а их пассажирам — возможность заказать такси. Департамент транспорта Москвы подтверждает, что никаких резких действий на первом этапе внедрения системы не планируется», — сообщили «Новой» в пресс-службе агрегатора.

Насколько изменится стоимость такси для пользователей, в компании не ответили. Тем не менее, уже 14 августа многие жители столицы начали сообщать о повышении стоимости перевозок,

некоторые говорили почти о двукратном росте: поездки, которые раньше обходились в 200 рублей, теперь, по словам пользователей, стоят 360.

Повышение цен выглядит естественным в условиях, когда у таксистов больше нет возможности перерабатывать. Но как такие меры отразятся на спросе — вопрос пока открытый.

В «Общественном совете по развитию такси» «Новой газете» сообщили, что из-за ввода системы мониторинга появляются риски роста нелегальных перевозок.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

«Те водители, у кого нет соответствующего стажа или у кого имеются проблемы с документами, не смогли и не смогут получить регистрацию в системе. Соответственно, есть определенный риск, что они будут заниматься нелегальным извозом, потребуется усиление контрольных мероприятий со стороны надзорных органов по их выявлению и изъятию транспортных средств на штрафстоянки», — заявили в Совете.

При этом в целом организация не считает, что последствия введения АРТ «КИС» будут опасны для индустрии. По словам председателя Общественного совета Ирины Зариповой, несмотря на то, что сейчас «для таксопарков время беспокойное», цена на оплату поездки не должна взлететь: «Разработчиками был принят ряд мер по недопущению острой нехватки водителей такси на линии. Например, старт системы был отложен на две недели, что дало возможность большему количеству водителей зарегистрироваться к запуску. Считаем, что система не окажет настолько существенного влияния на стоимость такси, что оно станет недоступным большинству населения».

Глава «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов. Фото: facebook.com/petunder

Глава «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов. Фото: facebook.com/petunder

В «Обществе синих ведерок», занимающемся борьбой с произволом на дорогах, подсчитали, что больше половины столичных таксистов уже прошли регистрацию в системе — 80 из 140 тысяч. В то же время в разговоре с «Новой газетой» глава движения Петр Шкуматов не исключил, что внедрение системы действительно может привести к расширению «черного» рынка такси.

«Дело в том, что за одним автомобилем, если он арендован, может работать несколько водителей в день, поскольку разрешение выдается на транспортное средство, которое используется в качестве легкового такси. Это, в свою очередь, приводит к тому, что зарегистрированных водителей может становиться меньше», — подчеркнул Шкуматов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow